Каспий: окно возможностей или очаг проблем?!
Каспий: окно возможностей или очаг проблем?!

В настоящее время в отношениях между РФ и Казахстаном наблюдается определенная напряженность, потому что Астана не разделяет взгляды Москвы на события в Украине.

Данная ситуация сегодня является объектом спекуляций на разном уровне. Особенно со стороны тех, кто заинтересован в разрыве отношений между странами. Вот к примеру, 22 июня т.г. Асет Иргалиев, председатель казахстанского Агентства по стратегическому планированию и реформам в Брюсселе заявил, что «Казахстан имеет самую развитую и привлекательную многовекторную транспортную систему в Центральной Азии. Мы готовы соединить наши транзитные маршруты с TEN-T (Трансъевропейской транспортной сетью) для интеграции наземной торговли между Востоком и Западом».

Казахстан на фоне санкции в отношении России развивает альтернативные маршруты экспорта товаров. Перед министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана поставлена амбициозная и сложная задача по развитию альтернативных маршрутов перевозки экспортных и транзитных грузов. Глава ведомства Каирбек Ускенбаев сообщил, что казахские товары на экспорт будут переориентироваться на «Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)».

Транскаспийский маршрут – это альтернативный российскому маршруту и проходит через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы.

Транспортные перевозки грузов по территории России осложнились еще в 2020 г. в период пандемии коронавируса, а с началом Специальной военной операции 24 февраля т.г. РФ на Украине, ситуация усугубилась.

Для наращивания грузопотока по ТМТМ планируется создание контейнерного хаба на базе свободной экономической зоны в казахстанском порту Актау на восточном побережье Каспия.

Однако цифры свидетельствуют о том, что не все так однозначно и Казахстан не сможет быстро переориентироваться на перевозки ТМТМ. По данным рейтинговой службы НРА по ТМТМ в период 2017–2020 гг. было перевезено суммарно 3,9 млн т грузов, а по РЖД только в 2021 г. перевезли более 33 млн т, а в контейнерах – свыше 9 млн т.
Кроме того, объем перевозок по маршруту ограничен мощностями Актау, которые уже загружены на 70–80%.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин подытожил, что с учетом дефицита и роста стоимости морских контейнеров и проблем с судоходством в Черном море из-за минирования украинскими военными стоимость перевалки и срок доставки по ТМТМ «будет значительно ухудшать его привлекательность».
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов добавил, что планы казахстанских властей могут привести к сокращению оборотов взаимной торговли между РФ и Казахстаном. Он добавляет, что цель Казахстана по переориентации грузов на латвийские порты «выглядит необычно, ведь традиционный маршрут к ним все равно проходит через РФ».

Другие эксперты указывают, что переориентация на латвийские порты больше необходимо латвийскому бизнесу, который лишился белорусского и российского транзита.
Опасно ударяться в пропаганду. В сети можно встретить много утверждений о том, что Турция, Азербайджан и Казахстан создают коридор между Европой и Китаем, альтернативу российскому сухопутному коридору. Как правило, такие посты без цифр. Вы можете прочитать, как грузопотоки уходят из России на Каспий, но не узнаете, как это выглядит в цифрах. Только общие фразы.

Тем не менее, озадаченность Казахстана по данному вопросу абсолютно оправдана. Тем более, что с началом санкционной войны Запада и России республика просто обязана диверсифицировать риски и искать альтернативные маршруты поставки углеводородов и международной транспортировки грузов. Особенно после техногенных аварий на новороссийском терминале ТНК.

Вместе с тем, необходимо остерегаться от опасности впасть в зависимость от другой стороны и полностью отказаться от российского коридора. Сухие математические расчеты, а также анализ текущего уровня загрузки портов на каспийском побережье Казахстана и Азербайджана показывают, что разумной альтернативы маршруту через Россию практически нет.

Россия входит в тройку главных экономических партнеров Казахстана. В 2021 г. товарооборот между странами увеличился на 34% до 25,6 млрд долларов США.
Правительство Казахстана должно исходить из интересов отечественного бизнеса. Развивать альтернативные пути – это абсолютно правильное решение, но это не должно привести к решению «покончить» с российским транзитом. Такое решение ударит, в первую очередь, по нашей казахстанской экономике.

В период с 5 по 6 октября т.г. в г. Москве пройдет II Каспийский экономический форум для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества стран-участников Каспийского региона. В ходе Форума наше правительство должно обсуждать вопросы развития торгово-экономического сотрудничества и проблемы бесперебойного транзита казахских товаров, в первую очередь с российской стороной.

Каспий: окно возможностей или очаг проблем?!

Айнур Ертаев — Аналитик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *