Эта зима стала одной из самых холодных за десятилетия для стран Центральной Азии, обострив накопившиеся проблемы энергетического сектора. Устаревшая инфраструктура — одна из причин, по которым система оказалась на грани коллапса. Структурные реформы обойдутся недешево, и эксперты предупреждают, что это не последняя проблемная зима для региона.
Хотя странам Центральной Азии с их резко-континентальным климатом не привыкать к перепадам температур, сильные морозы этой зимой застали многих врасплох — отчасти потому, что в последние годы зимы были короче и теплее обычного. В этот же раз температуры в декабре и январе опускалась до минус 20-30 градусов по Цельсию. В узбекском Ташкенте таких холодов не было полвека, в некоторых регионах Туркменистана был зафиксирован новый рекорд минимальных значений.
В Казахстане из-за аварий на ТЭЦ без отопления и электричества остались тысячи жителей. Из-за гололеда и плохой видимости были закрыты десятки автомобильных трасс. В некоторых регионах Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана замерзли и лопнули трубы, оставив сотни домов и тысячи людей без отопления и воды.
В условиях отсутствия надежного центрального отопления людям приходится отапливать дома доступными способами: чаще всего углем, но иногда и сушеным навозом или даже бытовыми отходами. Из-за использования самодельных печей нередки случаи отравления угарным газом.
Вне зависимости от суровости погоды основная причина коллапса, к которому она привела районы Центральной Азии, — это не справляющийся с нагрузкой энергетический сектор.
Население региона растет быстрыми темпами: за последние 30 лет число проживающих в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Туркменистане выросло в 1,5 раза, достигнув более чем 77 млн человек. При этом энергетическая структура этих стран развивается очень медленно или не развивается вовсе.
«Это была сложная зима для всех стран, и проблемы энергетики, возникшие из-за дефицита инвестиций, уже невозможно игнорировать. Простыми словами, сектор энергетики ехал на том, что досталось от Советского Союза, и вот приехали. Средний возраст электростанций, например, в Казахстане за 40 лет. При условии, что делается капремонт в 30-35 лет, и электростанция работает еще десять лет», — отмечает Алмас Чукин, экономист и партнер инвестиционной компании Visor Kazakhstan.
Большинство электростанций и ТЭЦ в регионе не ремонтировались капитально, лишь частично. Чтобы наращивать объемы производства, инфраструктуру надо менять — это, по оценкам, Чукина, обойдется Казахстану примерно в 24 млрд долларов, что в нынешних условиях для страны неподъемно.
В Центральной Азии, где уровень цен на электроэнергию один из самых низких, а износ системы — критический, неудобный для власти вопрос повышения тарифов стоит остро. В Казахстане цены на коммунальные услуги повысятся уже весной.
В этих условиях энергетический союз с Россией, как крупнейшим энергетическим хабом, который имеет избыточные генерирующие мощности и ресурсы (как финансовые, так и технологические) — неизбежен. И вопрос толка времени — кто из стран ЦА первым поймет все выгоды от такого союза и обгонит своих соседей по региону.
О том, что Казахстан будет к 2025 году испытывать дефицит газа, заявлял ещё весной прошлого года министр энергетики Болат Акчулаков. По его данным, в 2014 году мы потребляли 4,8 млрд кубометров газа, сегодня – 18 млрд. И эта цифра будет ещё расти каждый год на 7%. Это связано с переводом на газ алматинских ТЭЦ и некоторых промышленных предприятий, запуском газохимических комплексов и в целом с газификацией страны.
В основном в большинстве стран СНГ наибольший удельный вес занимают теплоэнергетические станции. При таком соотношении для производства электроэнергии требуются значительные затраты на приобретение топлива, что влияет на удорожание себестоимости и увеличение тарифов. Но решить эту проблему можно и тому доказательство стремительное образование нового газового союза России, Казахстана и Узбекистана в 2023 году.
Газ — это не только развитая промышленность и тепловая безопасность зимой. Но в первую очередь это экологически чистое и стабильное топливо для выработки электроэнергии.
Так, за исключением Беларуси, в Кыргызстане также самые низкие тарифы на природный газ среди импортирующих стран (за счет того, что в 2015 году гыргызгаз был продан Газпрому, который и обеспечил дешевые и бесперебойные поставки газа в республику), при этом на стоимость поставки газа влияют затраты на транспортировку и объем покупки. Стоит заметить, что Беларусь — транзитная страна по природному газу (основной транспортер российского газа в Европу), а потому у них особые условия по сравнению с другими государствами.
Нефтетрейдеры просят РФ увеличить квоту на поставки ГСМ в КР
Добавим, что цена за 1 тысячу кубометров природного газа в импортирующих странах составляет:
$165 — Армения (объем покупки в год — 2 млрд кубометров);
$127 — Беларусь (объем покупки в год — 20 млрд кубометров);
$250 — Украина (объем покупки в год — 32 млрд кубометров);
$150 — Кыргызстан (объем покупки в год — 306 млн кубометров).
Таким образом, одним из ключевых видов энергоносителей для Кыргызстана является природный газ. Кроме того, снизить цену позволило стратегическое партнерство с Россией.
Россия, Казахстан и Узбекистан приняли решение об ускорении следующего этапа исследования инфраструктуры для поставок природного газа.
Об этом Минэнерго Узбекистана сообщило по итогам прошедшего 9 февраля 2023 г. в г. Санкт-Петербург 3-стороннего совещания с участием министра энергетики Узбекистана Ж. Мирзамахмудова, главы Газпрома А. Миллера и министра энергетики Казахстана Б. Акчулакова.
По итогам мероприятия:
Газпром лаконично сообщил, что участники встречи обсудили возможности 3 — стороннего взаимодействия в газовой отрасли промышленности;
Минэнерго Казахстана о встрече пока вообще не сообщало.
Тезисы от Минэнерго Узбекистана:
на встрече был рассмотрен вопрос поставок российского природного газа в Узбекистан через территорию Казахстана, в частности:
результаты предварительного технического осмотра, проведенного 3-сторонней рабочей группой,
имеющиеся возможности поставки,
реализация подписанной в январе 2023 г. дорожной карты.
в конце встречи было принято решение ускорить следующий этап 3-сторонних исследований,
по его результатам в короткие сроки организовать трехстороннюю встречу.
В январе 2023 г. Газпром подписал дорожные карты по сотрудничеству в газовой отрасли промышленности с правительством Казахстана (18 января) и Минэнерго Узбекистана (24 января).
В рамках реализации этих документов была создана рабочая группа, задачей которой стало изучение состояния и технических возможностей газотранспортной инфраструктуры для поставок российского газа в Узбекистан транзитом через Казахстан.
Базой для таких поставок может стать одна из ниток системы магистральных газопроводов (МГП) Средняя Азия — Центр (САЦ), которая проходит из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в Россию.
Всего система МГП САЦ включает 4 нитки общей мощностью до 50 млрд м3/год, диаметр труб — 1200-1400 мм, рабочее давление — 55-75 атм.
Нитки МГП САЦ строились в период с 1960 по 1988 гг. в экстремальных климатических условиях пустынь Кызылкум и Каракум, что поставит вопрос о техническом состоянии инфраструктуры.
Для организации стабильных поставок газа из России в Узбекистан необходимо провести полное обследование линейной части МГП САЦ.
Также необходимо переоборудовать компрессорные станции (КС) нитки для работы в режиме реверса.
Потенциальное партнерство России, Казахстана и Узбекистана по газу получило неофициальное название «Тройственный газовый союз», оно было анонсировано в конце ноября 2022 г. по итогам встречи президентов России и Казахстана В. Путина и К.-Ж. Токаева.
Сотрудничество предполагает:
взаимодействие в поставках российского газа в Узбекистан транзитом через Казахстан;
сотрудничество по переработке газа;
транспортировку газа на другие экспортные направления.
Поставки российского газа позволили бы смягчить проблему нехватки газа в странах Центральной Азии, которая наиболее остро встала в Узбекистане текущей зимой из-за аномальных холодов.
Масштабного сбоя, аналогичного блэкауту января 2022 г., удалось избежать, но для этого потребовались жесткие меры.
Так, Узбекистан был вынужден:
прекратить экспорт газа;
закрыть автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС);
активизировать импорт газа, угля, электроэнергии из соседних стран.
Поставки газа из России интересны Узбекистану и Казахстану, поэтому работа по сотрудничеству в газовой сфере идет очень активно.
Помимо изучения технического состояния инфраструктуры, стороны обсуждают потенциальные объемы поставок и ценовые параметры.
В конце декабря 2022 г. Б. Акчулаков говорил, что потенциальный объем поставок российского газа в Казахстан может составлять 10 млрд м3/год газа для газификации северных и восточных регионов страны с увеличением до 20-30 млрд м3/год при решении о поставках дополнительных объемов на юг страны.
Узбекистан потенциальные объемы импорта российского газа не озвучивал, ранее говорилось о нехватке 20 млн м3/сутки газа в зимний период.
В декабре 2022 г. Узбекистан, исходя из этого объема, договорился с Туркменистаном о поставке до 1,5 млрд м3 газа в течение 3 месяцев, причем с этими поставками возникли проблемы (в январе на пике холодов они прерывались на 9 дней из-за проблем с образованием гидратных пробок в промысловых трубопроводах на месторождении Галкыныш).
Изменение климата с чередой коротких зим и малым количеством осадков приводит к критическому истощению традиционно засушливого региона.
Страны Центральной Азии питают две реки — Амурдарья и Сырдарья. В советское время за счет договоров и общей инфраструктуры республики обеспечивали друг друга: страны верховья (Кыргызстан и Таджикистан), накапливая воду в водохранилищах летом, фактически обменивали воду и производимую на ГЭС электроэнергию на нефть и газ, поставляемый странами низовья (Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном).
Но после распада Советского Союза эта неидеальная система начала рушиться. Сейчас в Таджикистане на долю ГЭС приходится 88% всей вырабатываемой электроэнергии, а в Кыргызстане — около 77%. Это значит, что они уже не могут в прежних объемах снабжать водой страны низовья.
А государствам с запасами нефти и газа стало выгоднее экспортировать ее в Китай, который покупает ее в более значительных объемах и готов платить больше.
Из-за сильных холодов у каждой из стран оказалось недостаточно ресурсов, чтобы обогревать даже собственное население. В результате Туркменистан в январе приостановил поставки газа в соседний Узбекистан, который тоже прекратил экспорт топлива, направив все резервы для внутреннего пользования.
И единственным выходом для региона является налаживание поставок электроэнергии в рамках интеграции своих энергосистем с российскими.