Внеочередные президентские выборы запускают политический сезон в Казахстане

21 сентября на официальном сайте президента Касым-Жомарта Токаева было опубликовано его обращение к народу, главным содержанием которого стала дата проведения внеочередных выборов – 20 ноября 2022 года.

Весь процесс – от анонса досрочных выборов в ходе послания, внесения соответствующих изменений в Конституцию страны, объявления даты выборов до подписания указа о их проведении – занял 22 дня.

Что это было: парламентская фронда, спешка или осознанное решение?

Мнения экспертов и комментаторов относительно внеочередных выборов ожидаемо разделились.

Эксперты, близкие к Акорде (администрация действующего прездента), считают предстоящий плебисцит «очередным шагом на пути плановой трансформации политической системы страны по формуле «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

Из темника, озвученного главой идеологического блока Акорды, следует, что «инциатива о проведении выборов полностью соответствует логике политических преобразований последних трёх лет», а сами они станут моментом системной перезагрузки ключевых государственных институтов: президента, парламента, правительства и маслихатов.

Ряд экспертов придерживается иной точки зрения – решение о внеочередных выборах было ситуативным, принималось в спешке и не было должным образом отрефлексировано.  Сторонники этой версии оперируют следующими аргументами.

Первый – сроки проведения выборов. Выступая с посланием народу, в рамках которого и была озвучена идея о внеочередных выборах и ограничении полномочий президента одним семилетним сроком, К. Токаев заявил, что вынесет эту инициативу на рассмотрение парламента после досрочных выборов. 

Это позволило говорить о том, что К. Токаев будет занимать пост президента минимум еще пять лет – до 2027 г. Однако человек предполагает, а парламент располагает. Уже 16 сентября депутаты парламента, не дожидаясь президентских выборов, проголосовали за поправки в Конституцию. Таким образом, президент К. Токаев в случае победы на выборах 20 ноября остаётся у руля страны на семь лет – до 2029 г.

Второй аргумент – внесение очередных изменений в Конституцию было осуществлено не в ходе недавно состоявшего референдума, а решением парламента 4 месяца спустя. Всё это дало не связанным обязательствами экспертам задаваться вопросом: что это было – фрондёрство парламента, хитрый план или его недостаточная проработанность? Недавнее интервью депутата мажилиса (нижняя палата парламента) Айдоса Сарыма немного приоткрывает завесу тайны. По его словам, депутаты мажилиса, оперируя заявлениями президента К. Токаева о том, что он не собирается засиживаться на посту президента более двух раз, убедили его «начать с себя» и пойти на выборы по новым конституционным нормам.   

И раз уж мы заговорили о парламенте, то для чистоты понимания надо отметить, что на том же заседании депутаты проголосовали за возвращение г. Нур-Султану старого названия – Астана. Особую пикантность ситуации придало то, что в 2019 г. инициатива переименования столицы, исходящая от второго президента, была также поддержана депутатами. Парламентская дисциплина не шутки.

Президентский спринт: кто выйдет на старт?

На днях Центральная избирательная комиссия опубликовала план мероприятий по подготовке и проведению выборов. У республиканских общественных объединений есть время до 11 октября, чтобы выдвинуть своих кандидатов.

Затем пойдут различные организационные мероприятия, регистрация кандидатов закончится 21 октября, с этого же момента стартует период агитации, который продлится до утра 19 ноября. А 20 ноября казахстанцы смогут принять участие в голосовании, итоги которого должны быть оглашены не позднее 30 ноября.

На днях стало известно о том, что 6 октября в Астане состоятся съезды партий «Аманат», «Ак жол» и Народной партии Казахстана (НПК). Одновременное проведение съездов трех парламентских партий вопреки азам политтехнологий вряд ли можно назвать случайностью. Видимо, следует ожидать либо поддержку кандидатуры действующего президента всеми парламентскими силами «в едином порыве», либо какой-то интриги. Например, блокирования условно правого «Ак жола» с условно левой НПК и выдвижение единого кандидата от парламентской оппозиции. Хотя, конечно, первый вариант видится гораздо более правдоподобным. Тем более что лидеры партий-сателлитов неоднократно заявляли о поддержке политики действующего главы государства.

Объединенная внесистемная оппозиция в лице Коалиции демократических сил также пока не определилась с кандидатом. Судя по постам её представителей, на место кандидата претендуют несколько желающих, соответствующих предъявляемым казахстанским законодательством требованиям.

Определенная интрига сохраняется по поводу кандидата от, условно говоря, «староказахстанской элиты», т. е. группы, занимавшей высокие посты при Нурсултане Назарбаеве. Если абсолютно гипотетически предположить, что об участии в выборах заявит, допустим, Имангали Тасмагамбетов (премьер-министр, государственный секретарь РК, руководитель администрации президента, аким гг. Алматы и Астаны, посол в России – и всё это с приставкой «экс»), то казахстанцы могут стать свидетелями и участниками очень интересной политической борьбы. Но этот вариант, конечно, скорее мысленный эксперимент, нежели реальная возможность.

На днях в кругах казахстанских специалистов, не чуждых политической рефлексии, появилась информация о том, что первым официальным оппонентом К. Токаева на предыдущих выборах может стать Нуржан Альтаев – бывший чиновник в ранге вице-министра и бывший депутат парламента от партии «Нур отан». Самый интересный момент в его биографии – лишение в 2020 г. депутатских полномочий «за совершение действий, дискредитирующих партию Nur Otan и наносящих ущерб её интересам, выразившимся в ряде публичных заявлений, в том числе о намерении создать новую политическую партию».

И, конечно, очень интересным представляется вопрос, будет ли разыгран сценарий, который казахстанский политолог Данияр Ашимбаев метко назвал «Призрак Библиотеки» (Библиотека – офис первого президента Елбасы Н. Назарбаева), предполагающий политическую битву «старого» Казахстана с «новым». 

Кстати, вопрос об участии Н. Назарбаева в предстоящих выборах снят, поскольку норма о том, что первый президент Казахстана может переизбираться неограниченное число, была удалена из Конституции.

***

Конечно, итоги выборов полностью предсказуемы. Естественно, при условии, что они пройдут без «черных лебедей». По сути, в зачёт президенту К. Токаеву уже пошли визиты в Казахстан папы римского, дядюшки Си, его собственная поездка в США, несколько командировок и выступлений внутри Казахстана, ряд социальных инициатив, озвученных в последнем послании. Но, несмотря на предсказуемость результатов, у политтехнологов Акорды есть возможность сделать избирательную кампанию интересной.

Источник информации: ritmeurasia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *