Комитет государственных доходов опубликовал список лиц, получающих своё финансирование из-за рубежа. В этот список попали 240 организаций, отдельные журналисты, СМИ разные ассоциации и предприятия.
Как обычно, недовольны все. Прежде всего самим фактом появления подобного реестра. Из которрого можно выделить следующие организации и представительства:
- Представительство Internews в Казахстане;
- ОФ «Международный Центр Журналистики «MediaNet»;
- журналист Дмитрий Дубовицкий, YouTube-канал «За нами уже выехали»
- «Фонд «Ержан» имени Е. Татишева», одним из основателей фонда является миллионер Еркин Татишев;
- Представительство Норвежского Хельсинкского Комитета в Казахстане;
- ТОО «Юридическая компания «KORGAN»;
- ОФ «Северо-Казахстанский правовой медиа-центр»;
- Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз».
Хотя ранее сообщалось, что на сайте Комитета госдоходов будут публиковать информацию о казахстанцах, получающих иностранное финансирование.
Тогда что это? Аккуратное закручивание…?
Реестр опубликовало министерство финансов, что вполне логично, ибо кому как не ему видеть финансовые стремнины, пучины и реки, втекающие в Казахстан и вытекающие из него. В списке 240 разного рода организаций и изрядное количество физических лиц, коих несколько раздосадовало попадание в указанный реестр. Вот как ведомство мотивировало свое решение:
«В 2022 году внесены изменения в статью 29 Налогового кодекса, согласно которым комитет государственных доходов публикует на своем интернет-ресурсе реестр лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников. Данная поправка направлена на повышение уровня доверия граждан как к государству, так и неправительственным организациям».
Мы не знаем, повысит или понизит доверие к государству данная мера у простых казахстанцев, смеем предположить, что большинству граждан республики просто плевать, ибо у них задачи попроще — оплатить кредиты и зимой не замерзнуть, но то, что в казахстанском сегменте интернета возникло по этому поводу нехилое бурление – это факт. В сети, разумеется, окрестили список «реестром иноагентов», хотя – подчеркнем – формально в казахстанском законодательстве такой категории как «иноагент» не существует.
Слова нет, а иноагенты есть.
Отметим, что практика маркировки юридического или физического лица, действующего в общественно-политическом или экономическом пространстве того или иного государства в качестве иностранного агента, давно известна и апробирована. Все знают, что в США с 1938 года действует так называемый закон FARA, то есть, собственно, закон об иноагентах. И никого ни в Америке, ни за ее пределами этот факт не возмущает. Почти полной калькой этого закона является и российский закон об иногагентах, и вот он уже смущает Америку, поскольку, как вы знаете, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Смутит ли американцев казахстанская новелла, мы не знаем, но посмотреть на реакцию янки в любом случае будет любопытно.
Как уже было сказано, в реестр попали более двух сотен организаций и персон. Например, иноагентами де-факто признаны международный центр журналистики «MediaNet»; международный фонд защиты слова «Эдил Соz» (Әділ сөз); Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности; представительство Internews (США) в Казахстане; журналисты Динар Егеубаев, Айнур Коскин и др. Попало под жернова казахстанского Минфина и российское представительство «Газпромбанка». Словом, все весьма многовекторно, хотя и сравнительно безобидно, по крайней мере, пока. Процитируем известного казахстанского политолога Данияра Ашимбаева:
«Второй день идет возмущенная реакция от граждан, попавших в реестр лиц, финансируемых из иностранных источников (в простонародье — иноагентов). На мой взгляд, это вполне адекватная практика: если ты занимаешься политической и общественной деятельностью и получаешь иностранное финансирование, то будь добр указывай его. Какие бы благие цели не провозглашались, есть фактор реализации чужих интересов, тем более что гранты дают, как правило, лицам, разделяющим определенную идеологию. Может, и хорошую, но важную для внешних игроков».
Логично, и добавить нечего. Главное, чтобы казахстанское нововведение не превратилось в кистень для неугодных организаций. Например, российских. Глядя на то, как активно прессуют любой позитивный российский дискурс в Казахстане, некоторые сомнения на этот счет возникают. Будем надеяться, что на воду дуем.