2022 год, к сожалению, дал ход взрывной медийной волне русофобии во многих странах мира. Но, если, к примеру, СМИ США и стран Европы и раньше русофильством не отличались, то вот к медиапространствам некоторых стран (с которыми Россию связывают вполне официальные союзнические отношения) возникают очень серьёзные вопросы. Одна из этих стран – Казахстан.
Русофобия как явление, увы, давно не новость для казахстанского сегмента Интернета. Но раньше она имела весьма ограниченные масштабы с периодическими вспышками активности, которые либо гасились по окрику сверху, либо затухали сами собой. Это, впрочем, не мешало количественному росту подобного медиаконтента все эти годы. Но рост этот был поступательно плавный, как в известном старом научном анекдоте про сваренную лягушку: градус русофобии в казахстанском медиакотле повышался постепенно, чтобы «недоваренный» клиент не выпрыгнул из него раньше времени, испугавшись резкой смены температуры.
Но 2022 год просто сорвал невидимый вентиль из самоцензуры, остатков чувства приличия и правоохранительного контроля, и в казахстанский медиакотёл хлынул настоящий поток кипящей смеси ксенофобии и пещерного национализма.
Январские беспорядки в Казахстане не только, так сказать, «задали тон» наступившему году для граждан страны, но и обеспечили первый в новом году ощутимый рост антироссийских и русофобских настроений в Казнете. Сразу после новогодних беспорядков вновь активизировались так называемые языковые патрули: активисты-провокаторы ходили по магазинам, ресторанам госучреждениям и общественным местам, «проверяя» русскоязычных граждан на предмет владения казахским языком, а вывески, ценники и объявления – на наличие казахского текста.
Наиболее известным представителем этого подвида медийных националистов стал Диас Кузаиров. Начал он свою деятельность практически параллельно со своим столь же одиозным «коллегой» Куатом Ахметовым – последний просто сумел более быстро «раскрутиться» в медийном поле. Впрочем, эта самая раскрутка вышла ему боком: его медийная вонь достигла даже России, где целый ряд крупных СМИ обратили внимание на активную деятельность этого индивида, в результате чего официальные власти скрипя и нехотя, но вынуждены были всё же отреагировать и на Ахметова было даже заведено уголовное дело. Но официальное внимание казахской Фемиды не помешало Ахметову спокойно сбежать от правосудия в Грузию, а затем на Украину, где он спокойно обитает, а казахстанские правоохранители совсем не спешат требовать его экстрадиции у своих украинских коллег.
Кузаиров же остался в Казахстане. Хотя, когда на Ахметова завели уголовное дело, он тоже изрядно струхнул, записал видео, где жаловался, что на него и его семью якобы давят органы, чтобы он прекратил свою блогерскую деятельность, и говорил, что прекращает снимать ролики «ради безопасности близких». Но пауза в его активности оказалась недолгой – вскоре он с удвоенной энергией взялся за старое, теперь уже безо всякого видимого опасения привлечь внимание компетентных органов.
Для людей, хоть немного знакомых с казахстанскими реалиями, объяснение подобному внезапному бесстрашию не требует быть семи пядей во лбу – вероятнее всего, языкового национал-активиста «взяли под крыло». И «под крышей» у погон он продолжил свою активность, видимо, не забывая параллельно отправлять отчёты своим кураторам. Последнее его «достижение» – это интервью посла Украины в Казахстане русофоба Петра Врублевского, в котором последний заявил, что чем больше погибнет русских сейчас, «тем меньше придется убивать нашим детям». Думаем, уже никого не удивит, что это интервью Кузаирову также сошло с рук и не вызвало никакого внимания со стороны казахстанских надзорных органов.
Январские беспорядки стали почвой не только для общественного осмысления пронёсшихся по стране событий, но и полем для информационных атак. В инфополе страны забрасывались фейки о том, что прибывшие в Казахстан для поддержания конституционного порядка силы ОДКБ на самом деле сами захватывают власть и готовят Казахстан для присоединения к России, что солдаты ОДКБ убивают безоружных казахов (хотя контингент ОДКБ вообще не соприкасался с протестантами, а всего лишь взял под охраны ряд ключевых объектов инфраструктуры). Мародёры, грабители, вооружённые мятежники назывались борцами за свободу, которых, как и в начале 20-го века, «оказывается», пришла подавлять Москва, а местных русских обвиняли в неучастии в протестах и традиционном уже «скрытом» сепаратизме. Стоит ли говорить, что ни один автор подобных фейков не был удостоен внимания казахстанских правоохранителей?
Но если январские беспорядки походили на небольшой ветер, чуть раскачавший русофобское осиное гнездо, то начало Россией СВО на территории Украины стало для этого гнезда горящей палкой, воткнутой с размаха.
Медийный вопль «солидарности с Украиной» прогремел на весь казахстанский сегмент социальных сетей. Люди, украсившие свои аватарки различной символикой «жовто-блакитного» окраса, изливали на своих страницах и в комментариях кубометры ненависти к России, россиянам и русским в целом. А видеоплощадки TikTok и YouTube дали возможность самым оголтелым и одиозным индивидам распространять свои речевые испражнения на многотысячную аудиторию.
Приведём лишь несколько примеров. Предупреждаем, что текстовая расшифровка этих роликов, представленная ниже, не соответствует никаким минимальным стандартам человеческого общения и взаимодействия, но оставляем их здесь, чтобы у читателей было ясное представление о том, какие именно монстры обитают в закипающем казахстанском медиакотле.
«…Я хочу обратиться к этим русскоязычным г****нам… угомонитесь, д*****бы… либо вас вырежут как баранов… …если воевать, то давайте за Украину воевать, раз****м эту Рашку… …заберём нашу Тюмень, Саратов, Оренбург… …давить этих п******ов надо…» – это отрывок из видео, которое ещё весной разошлось по ТикТоку, мессенджерам и соцсетям, собрав сотни тысяч просмотров. Автор видео громко заявляет, что живёт в Алма-Ате и ни от кого не скрывается.
Благообразная пожилая казашка с белым платком на голове – таких в Казахстане ласково-уважительно называют «апашка» («бабушка» – пер. на рус.). Она сидит в светлой комнате, а слева крупными буквами поверх видеоряда отображена надпись: «Другие национальности в казахской стране переселяйтесь в тайгу!!!» Апашка вещает, глядя в камеру: «…сообщаю, что все национальности, живущие у нас, должны уехать в Россию, вернее в тайгу. Это не относится только к корейцам. Если возникнет вопрос «Почему?», тогда я скажу: например, со времён СССР все русские, они получили все хорошее первые: и квартиру, и работу. Они жили в широкую ногу и таким темпом хотят жить сейчас, не уважая казахов, не изучая их язык. И поэтому уезжайте в свою родину – в тайгу. Перед уходом оставьте квартиры и всё имущество бесплатно, потому что вы пили казахскую воду, ели казахский хлеб, но не уважали их самих, не изучали их язык. И поэтому всё оставьте бесплатно – с одним чемоданом уезжайте и там устройте себе саморучно дом. И единому аллаху поклоняйтесь – только так спасёте себе жизнь…» Далее эта милая бабушка призывает и другие национальности отправиться вслед за русскими, а всех, кто откажется повиноваться её призыву, по её словам, покарает аллах и превратит их в «сухое дерево». Себя она скромно называет «посланницей аллаха».
Ещё один храбрый интернет-воин Даулет Ахылбеков начинает своё видеообращение к русским со слов: «…вы черти трусливые», дальше он называет русских рабами, п*******ми и сообщает, что им «…скатертью дорога – в задницу…».
Регулярно подбрасывает порцию своих дровишек в костёр бывший медиаменеджер, а ныне обычный алкоголик-русофоб Арман Шураев. Он призывает своих сторонников бить машины с символикой из буквы Z и заставлять хозяев этих автомобилей сдирать эту символику самолично и извиняться на камеру.
Вот другой национал-активист подходит к сидящему в машине пожилому русскому мужчине и развязно здороваясь «Привет, дед!», спрашивает у того, почему он повесил «колорадскую ленту» на машину и в приказном тоне говорит тому снять её, аргументируя это тем, что «её давали за убийство моих дедов, за колонизацию Азии». Растерянный и испуганный дедушка лезет снимать ленту. И вот на видео уже следующий русский мужчина в годах – активист стучится в окно его машины и требует «пояснить за колорадскую ленту». Только на этот раз у активиста не получается взять человека «на испуг», мужчина отказывается снять ленту с машины, на что национал-активист устраивает перебранку, снимает на камеру номер машины и заканчивает видео едва завуалированной угрозой «Всегда здесь стоишь? Ну, смотри…»
Кто-то может заметить, что в семье не без урода и в любой стране можно найти носителей самых отвратительных ксенофобских и радикально националистических идей и мировоззрений. С этим трудно спорить, но можно заметить, что не в каждой стране подобным особям дают такой медийный простор и свободу, как в казахстанском сегменте Интернета. И это лишь верхушка медийного айсберга, малая часть самых одиозных обитателей дна Казнета: в реальности подобного контента в разы больше. Уже никто не удивляется роликам, где русским говорят уезжать из Казахстана, приказывают «убираться с моей земли», оскорбляют, унижают и угрожают. Про обычные социальные сети и говорить не хочется: от нескончаемого потока постов, заметок и комментариев, наполненных запредельным количеством ненависти, ксенофобии, русофобии и расизма, волосы встают дыбом. И это только в русскоязычном сегменте Казнета, в казахскоязычном смрад ещё гуще.
Но самое тревожное, а в последнее время и, прямо скажем, пугающее – это полное отсутствие реакции на всё происходящее в Казнете со стороны правоохранительных органов Казахстана. Притом что ещё весной Генпрокуратура РК особо предупредила казахстанцев о суровом наказании за разжигание розни. Только вот подкреплять свои слова делом почему-то не спешит.
Хотя реагировать казахстанские правоохранители могут: в начале августа была опубликована новость о том, что русскую супружескую пару из Петропавловска осудили на 5 лет по экстремистской статье. Экстремизм их заключался в том, что в беседе с украинским блогером в приложении «ЧатРулетка» они сказали, что не были бы против присоединения севера Казахстана к России. Никто не спорит, что подобные откровения вряд ли соответствуют букве и духу законодательства РК, но вряд ли можно согласиться с тем, что столь показательно суровое наказание соответствует степени их вины.
В то же время бдительные правоохранители упорно не замечают толпы русофобов, которые, не таясь, открыто публикуют противозаконные призывы, обращения и комментарии. И уже не знаешь, то ли повязка на глазах казахстанской Фемиды мешает ей разглядеть то, что творится у неё под носом, то ли она смотрит на это с суровым безразличием, а, быть может, даже и с молчаливым одобрением?
Артём Кучеренко, по материалам: Ритм Евразии