Санкции стран Запада против Белоруссии и России существенным образом отразились на ситуации внутри Евразийского экономического союза. Страны-участники объединения, столкнувшись с рядом проблем при осуществлении взаимной торговли, пришли к общему пониманию необходимости ускорения процессов его развития. Одним из таких шагов должно стать создание общего биржевого товарного рынка, о котором речь идет уже не первый год, а серьезные подвижки в этом направлении наметились только недавно.
В мировой практике принято выделять три основных вида бирж: фондовые, где инвестируют в акции и другие ценные бумаги, валютные, где торги идут вокруг иностранной валюты, и товарные, где происходит торговля сырьем и другими продуктами. Все эти биржи в том или ином виде присутствуют в странах ЕАЭС, хотя и имеют свои отличительные черты. Торговля на них формируется на основе национального законодательства, что в ряде случаев не позволяет иным членам Союза участвовать в их работе.
Дополнительные трудности возникают и в связи с нерешенностью вопроса о снятии всех торговых барьеров внутри ЕАЭС, проблемами к доступу рынка капитала, унификации внутренних стандартов и т. п. Поэтому одним из инструментов решения существующих проблем в торговле и может стать формирование единого товарного рынка на основе бирж всех стран Союза. Это, как считают эксперты, поможет не только устанавливать ценообразование в национальных валютах и открыть рынки участников объединения, но и создать серьёзную основу для перехода интеграции экономик стран-участниц ЕАЭС на новый уровень.
О том, что в Евразийском союзе необходимо создавать общий биржевой рынок, речь идет уже не первый год, что даже прописано в «Стратегии-2025». Вместе с тем рабочая группа по вопросам формирования такого рынка была создана только в апреле 2021 года, куда вошли представители уполномоченных органов стран Союза, бирж и производителей биржевых товаров, а также чиновники Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Предварительно было установлено, что Концепцию общего биржевого товарного рынка утвердят до середины 2023 года, а программу ее реализации – до 31 декабря 2024 года. Кроме того, в ЕЭК на протяжении года готовили доклад по всем спорным моментам и способам их решения, а летом планировалось провести тестовые торги на базе казахстанской и российской бирж (Евразийская торговая система и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа).
Правда, последнее сделать не удалось, а первые имитационные торги были организованы только 17 сентября на Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ), в которых приняли участие представители Белоруссии, России, Кыргызстана и Казахстана. Участники могли бесплатно зарегистрироваться и удаленно осуществлять покупки и продажи рапсового масла с возможностью транспортировки по территории ЕАЭС, а сделки, которых было четыре, осуществлялись в любой из национальных валют стран Союза. Примечательно в данном случае то, что при организации имитационных торгов тестировались элементы систем, предлагаемых белорусской и российской сторонами, которые являются главными инициаторами создания общей товарной биржи ЕАЭС.
В первых имитационных торгах на БУТБ участвовали всего четыре субъекта хозяйствования, но лиха беда начало
Необходимо понимать, что на сегодня у каждой из стран Евразийского экономического союза есть собственные товарные биржи, со своими особенностями в работе и товарных группах. Так, в Армении торгуются драгметаллы, ювелирные изделия, оборудование, станки, в Белоруссии – металло-, лесо- и сельхозпродукция, уголь, цемент, промышленные и потребительские товары, в Казахстане – бензин, битум, сжиженный газ для бытовых нужд, уголь, битум, зерно, сахар промтовары и пр., в Кыргызстане – сахар, а в России – нефть, газ, нефтепродукты, зерно, сахар, удобрения, лесоматериалы, золото и серебро. Более того, только в РФ рассчитывают биржевые и внебиржевые индексы на основные товары, а Казахстан является единственной страной ЕАЭС, где к биржевым товарам относятся квоты на выбросы парниковых газов СО2 и «углеродные единицы внутреннего сокращения выбросов», а также осуществляется биржевая торговля ими. Все эти, а также ряд иных разночтений должны быть приведены к общему знаменателю, а также увязаны с иными процессами в ЕАЭС, например созданием общего энергетического рынка.
На сегодняшний день единого понимания схемы биржевого товарного рынка ЕАЭС нет, а два основных подхода представили только Россия и Белоруссия. При общей направленности в них есть ряд особенностей, которые окончательно согласовать всем странам Союза пока не удалось. В частности, обе схемы основаны на сохранении независимости бирж стран ЕАЭС и придании им статуса организаторов торгов на общем биржевом рынке. Основным отличием является то, что Москва выступает за доступ ко всем национальным биржам продавцов из всех стран Союза с формированием управляющего общего биржевого комитета, в то время как Минск предложил сформировать общий рынок на основе уже действующих бирж, но поэтапно. На первом этапе предлагается осуществлять торговлю с участием национальных участников, а на втором – неудовлетворенные заявки направлять в специально созданный Международный центр обработки данных для дальнейшего поиска встречных предложений и оформления сделок.
Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Так, преимущество белорусского подхода – в гарантированном обеспечении потребностей внутреннего рынка и интересов национальных участников, а также отсутствии конкуренции между национальными биржами. Минус – необходимость финансирования организации, которая будет обслуживать общий торговый модуль ЕАЭС. К плюсам российской схемы стоит отнести расширение возможностей продажи товаров, рост показателей торговли, а также конкуренцию между национальными биржами, что должно будет стимулировать их развитие. В то же время, как отмечают эксперты, среди недостатков особо выделяются переориентация национальных участников торгов на биржи, предоставляющие лучшие условия и одновременное снижение показателей остальных площадок, а также необходимость регистрации участников на всех национальных биржах ЕАЭС.
Именно поэтому по итогам изучения российской и белорусской схем ЕЭК и предложила разработать гибридный вариант работы, состоящей из трех этапов: сначала проведение торговых сессий на национальных биржах путем взаимного допуска к торгам нерезидентов, затем «закрытые торговые сессии по обеспечению потребности национального рынка за счет льготных поставок товаров из других стран ЕАЭС», после чего «создание общего торгового модуля ЕАЭС для реализации неудовлетворенных на национальных биржах заявок». Именно это и было опробовано 17 сентября на БУТБ, где провели торговые сессии с участием компаний-нерезидентов.
Кроме того, в рамках создания единой товарной биржи предполагается согласовать и перечень товаров, предлагаемых к торговле. На первом этапе должны будут торговаться уголь, минеральные удобрения, растительное масло, сахар, шроты, жмыхи, лесоматериалы, металл, стройматериалы, цемент и золото. На втором добавятся электроэнергия, газ, нефть, нефтепродукты и зерно. Правда, это будет возможно только после согласования правил биржевой торговли, а также отмены ограничительных мер и запретов в торговых отношениях между странами ЕАЭС. Проще говоря, о создании полноценной единой товарной биржи можно будет говорить лишь тогда, когда внутри объединения будет окончательно сформирована безбарьерная среда для движения товаров и капитала.
Немаловажным является и решение иных вопросов, без которых создание единой биржи в ЕАЭС будет затруднительно. Например, необходимо разработать соответствующие нормативные правовые акты, определиться с правилами допуска представителей третьих стран, а также наладить логистические цепочки поставок товаров, так как товарные биржи государств-членов ЕАЭС на сегодня имеют разную так называемую посттрейдинговую инфраструктуру. Сколько понадобится для всего этого времени и смогут ли страны-участники объединения полностью договориться по всем проблемным вопросам, пока окончательно не ясно, хотя наметившиеся в последнее время подвижки вселяют определенный оптимизм.
В целом же, как считают аналитики, создание общего биржевого рынка товаров ЕАЭС будет иметь самое положительное воздействие на торговлю внутри Союза. Это поможет развитию национальных торговых площадок, даст возможность бизнесу расширить рынки сбыта, ускорит переход на расчет в национальных валютах, а граждане объединения получат доступ к товарам, цены на которые будут формироваться на конкурентной основе.
Все это и многое другое является перспективой уже самого ближайшего времени, так как в нынешних геополитических и экономических условиях у стран ЕАЭС просто нет иного выхода, кроме ускорения интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Источник информации: ritmeurasia.org