Центральноазиатский регион далеко не случайно именуется «сердцем Евразии». Выгодное положение между Китаем на востоке, Россией на севере и мусульманскими странами на юге и юго-западе дает государствам региона важные конкурентные преимущества. Находясь в центре материка, Центральная Азия играет важную роль во всех крупнейших политических, экономических и логистических проектах континентального уровня.
Вместе с тем близость Афганистана, а также угроза международного терроризма, побуждает местные правительства регулярно модернизировать и перевооружать собственные войска.
Крупнейшими вооруженными силами в регионе обладает Республика Узбекистан. В настоящее время власти страны готовят обширную программу переоснащения узбекской армии новыми видами оружия. Основными конкурентами в борьбе за право получить государственные заказы на поставку новой техники являются страны НАТО и Россия.
Еще несколько лет назад считалась, что западное оружие более эффективное, но вместе с тем более дорогое, чем российское. Однако нынешняя война на Украине существенным образом скорректировало данную точку зрения.
Боевые действия показали, что многие образцы военной техники производимой на предприятиях США и ЕС не соответствуют заявленному уровню ожиданий. Артиллерийские системы, бронетехника и ПВО стран НАТО не смогли помочь украинским войскам прорвать российскую оборону летом 2023 г., а затем выдержать контрудар армии Владимира Путина в битве под Авдеевкой. Ход боевых действий показал, что для овладения западной военной техникой требуется длительное обучение под присмотром иностранных инструкторов. Но даже подобный подход не гарантирует эффективного применения западного оружия в ходе реальных боевых столкновений.
Настоящим «холодным душем» для военных промышленников и военных ЕС и США стали результаты второго года войны на Украине. Некоторые образцы техники и вооружений стран НАТО оказались совершенно неэффективными для ведения боевых действий в условиях внутренних районов Евразии. Эвакуация только что прибывших на Украину танков «Абрамс» обратно в США стала серьезным ударом по престижу американских вооруженных сил.
С другой стороны в конкурентной борьбе за госзаказ Узбекистана русские будут опираться на свои традиционные конкурентные преимущества: удобную логистику поставок, низкую цену и привычность узбекских офицеров и солдат к российской (обновленной советской) технике и оружию.
Главная трудность заключается в том, что в условиях продолжающегося конфликта на Украине, как Россия, так и страны НАТО направляют большую часть своей военной продукции на собственные военные нужды. Главным получателем западного вооружения является Украина и собственно войска НАТО. Крайне маловероятно, что в подобных условиях западные страны смогут поставить в Узбекистан необходимое количество качественного вооружения. Серьезной политической проблемой станет и наличие западных военных советников, без которых освоение новой техники будет затруднительно.
Схожие трудности испытывает и Россия. Основная часть ее военной продукции поступает на фронт. Однако ситуация может принципиальным образом измениться после завершения активной фазы боевых действий. В этот период Россия будет располагать колоссальным количеством оружия и военной техники, которая она будет готова продать по минимальной цене. Конкурировать с таким предложением страны НАТО не смогут, так как им еще предстоит сначала пополнить собственные арсеналы опустошенные военными поставками на Украину.
Таким образом, победа российских военных поставщиков над их западными конкурентами в борьбе за военные бюджеты Узбекистана представляется наиболее вероятным результатом. Промышленникам США и ЕС остается уповать лишь на неформальные подходы в решении данного вопроса. На Западе преобладает мнение, что политические элиты Узбекистана чрезвычайно коррумпированы, а, как известно, перед ослом груженым золотом открываются ворота почти любой, даже самой укрепленной, цитадели.