Коммерческий интерес к газовому союзу есть не только у участников сделки, но и у третьих стран. За ходом проекта внимательно следит Пекин. Там уже подсчитали, что предполагаемое сотрудничество России, Казахстана и Узбекистана позволит обеспечить бесперебойные трубопроводные поставки газа в КНР. Об этом в интервью Ia-centr.ru сказала директор по исследованиям «ВЫГОН Консалтинг» Мария Белова.
— Сейчас за китайский рынок энергоносителей конкурирует множество игроков. Насколько конкурентоспособен в этой игре Узбекистан как экспортёр газа? Что может повысить его конкурентоспособность?
— Действительно, сегодня Китай 43 % своих потребностей в газе покрывает за счет импорта. Из 156 млрд куб. м поступившего в страну в 2021 г. газа 34 % было доставлено по трубопроводам из Туркменистана, Мьянмы, России, Казахстана и Узбекистана (страны расположены в порядке убывания объемов экспорта в Поднебесную).
Крупнейшими поставщиками сжиженного природного газа в Китай являются Австралия, Катар, США и Малайзия. По мере роста спроса на газ в Поднебесной будет увеличиваться потребность в импорте.
Преимуществом Узбекистана здесь является достаточно низкая цена газа — дешевле свое голубое топливо Китаю продает только Россия и в отдельные годы Казахстан — плюс географическая близость и наличие свободных трубопроводных мощностей.
— Какие выгоды получит Узбекистан, если станет участником цепочки своповых поставок из России? Какие издержки понесёт?
— На мой взгляд, такое сотрудничество несет в себе следующие положительные моменты: во-первых, Узбекистан сможет выполнять свои контрактные обязательства перед Китаем без жестких ограничений спроса на газ внутри страны. Напомню, что в конце 2022 года экспорт в Китай не прекращался полностью даже на фоне проблем с подачей тепла в Узбекистане.
Во-вторых, государство сможет оптимизировать логистические маршруты, тем самым снизив затраты на транспортировку газа как своим потребителям, так и в Китай.
— В середине января Узбекистан и «Газпром» приняли дорожную карту по двухстороннему сотрудничеству, аналогичную той, что российская сторона подписала с казахстанской. Что дальше? Какие шаги будут предприниматься?
— Пока дорожными картами предусмотрены поставки российского газа по газопроводу Средняя Азия — Центр для покрытия внутренних нужд Казахстана и Узбекистана. На мой взгляд, следующим шагом может быть обсуждение вопросов транзита российского газа в Китай или же увеличения поставок в Казахстан и Узбекистан для высвобождения их газа для дальнейшего экспорта в Китай — ежегодные объемы могут достигать порядка 15 млрд куб. м.
— Кому больше всех выгоден планируемый «газовый союз» России, Узбекистана и Казахстана с коммерческой точки зрения?
— Коммерческий интерес есть у всех участников сделки. Россия, на фоне драматического снижения объемов поставок на запад, заинтересована в увеличении объемов сбыта своего газа, Узбекистан решит вопрос с дефицитом газа как для внутреннего рынка, что особенно важно при растущем спросе в стране, так и для экспортных нужд.
Казахстан получит возможность газифицировать северные и восточные районы страны, а также модернизировать свою газотранспортную систему. Китай также будет бенефициаром этого союза, потому что получит бесперебойные трубопроводные поставки газа, что особенно важно в период турбулентности мировой экономики.
— Конкуренция за поставки газа — повод для интеграции или фрагментации энергетической сферы Центральной Азии?
— Мне кажется, что в контексте трубопроводных поставок газа в Китай не очень правильно говорить о конкуренции среди стран Центральной Азии. Наоборот, единая инфраструктура сплачивает, особенно в условиях, когда у всех государств, включая Туркменистан, наблюдаются проблемы с наращиванием добычи.
Поэтому такие формы взаимодействия, как своповые поставки, призваны решить проблемы каждого из участников сделки.