Намеченные на 19 марта выборы в Мажилис впервые за долгое время пройдут не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам. О современной политической культуре Казахстана, новых партиях и реальных ожиданиях от выборов, рассказал директор Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев.
– Вы вели дебаты в избирательных округах Астаны и Алма-Аты. Какие вопросы чаще всего актуализировали кандидаты?
– Дебаты в основном идут между одномандатниками, которые конкурируют по одному избирательному округу – а в Алма-Ате конкуренция доходит до 30–40 человек на одно место. В легендарном пятом округе Алма-Аты столкнулись медийные тяжеловесы: Мухтар Тайжан, Бакытжан Базарбек, Динара Егеубаева, Айбек Барысов.
Поскольку они конкурируют, то в первую очередь пытаются раскрыть зрителям негативные стороны своего оппонента – что он якобы был замешан в сомнительных сделках, имел отношение к олигархам «старого Казахстана», что кто-то провластный или непровластный.
Лично мне не хватило в дебатах споров о том, что делать, а не кто виноват. В Казахстане накопилось много кризисных явлений, и от новых лиц в парламенте хочется ожидать не просто трансляции лозунгов уровня «за всё хорошее, против всего плохого», а понимания, что конкретно они могли бы сделать.
Когда я как модератор спрашивал: «Если Вы победите, какой законопроект в течение года Вы инициируете в первую очередь?», этот вопрос либо ставил дебатеров в тупик, либо они отделывались общими фразами. С другой стороны, даже то, что происходит сейчас – реальная политическая конкуренция, – это совершенно новое явление для Казахстана. Поэтому призываю не судить их строго.
Это далеко не тот уровень политтехнологий, культуры и бескомпромиссности, который наблюдается в развитых демократиях с постоянной сменяемостью власти. Но первый подход к снаряду политической конкуренции точно может быть засчитан.
– Традиционно проблемой избирательного процесса в Астане и Алма-Ате являлась низкая явка. По Вашим прогнозам, изменится ли что-то на этот раз?
Да, в двух столицах традиционно низкая явка. На последних президентских выборах в ноябре прошлого года явка в Алма-Ате составила чуть более 20 %. В целом электоральное поведение казахстанцев, как правило, характеризуется абсентеизмом – неучастием.
В этот раз есть надежда, что это изменится, поскольку выбор идет не только по партийным спискам, но также одновременно по одномандатникам. Как минимум какая-то часть людей, заинтригованная политической конкуренцией, придет и проголосует. Я ожидаю, что явка будет выше, чем обычно.
– Состав Мажилиса парламента на протяжении долгих лет был трехпартийным (плюс квота Ассамблеи народа Казахстана), с заметным преобладанием Nur Otan (нынешняя партия Amanat). Как может измениться распределение партий в парламенте после выборов, есть ли шансы у новых игроков?
– Все 30 лет в Казахстане де-факто существовала монопартийная система. «Базовую» партию возглавлял президент, все акимы и всё правительство были ее членами. Остальные партии были сателлитами, занимавшимися имитацией политического многообразия.
Эта система меняется – может быть, не так быстро и радикально, как многим хотелось бы. Но уже большое дело, что президент стал беспартийным, акимы ушли с постов председателей филиалов Amanat (но остались членами партии). Поэтому процесс демонтажа однопартийной системы только начинается.
У нас появились две новые партии: партия зеленых «Байтак» и партия предпринимателей «Республика». Они, конечно, системные и не являются оппозицией. Оппозиционные проекты многократно пытались зарегистрироваться, им не дали регистрации.
Сейчас в Казахстане есть управляемая, модерируемая конкуренция на партийном поле, но для наших палестин это уже большое явление.
Читайте также:
Новая казахстанская партия Respublica: большие амбиции и сомнительные шансы
Самое интересное, что можно сказать про партии, – это феномен «Республики». Партия «Республика» зарегистрировалась только 18 января – завтра будет 2 месяца с момента ее регистрации – и она уже набрала около 500 тысяч сторонников. У них очень большие бюджеты: проект собрал звездный состав сопредседателей – действующих предпринимателей из крупнейших флагманов страны, с большими коллективами и ресурсами.
Я думаю, что «Республика» удовлетворяет большой запрос на новые лица – у казахстанцев накопилась усталость от прежних партий и политического однообразия. Кроме того, ее лидеры привлекательны как ролевая модель для молодежи – в составе «Республики» много коучей, блогеров с миллионными охватами, специалистов из сферы IT и инфобизнеса. Полагаю, у них есть шанс занять второе место. Первое, скорее всего, при помощи своего «ядерного» электората и админресурса получит партия власти.
– Каковы в целом ожидания в Казахстане от текущих выборов? Существуют ли позитивные тренды или, наоборот, риски в социальной жизни и экономике, которые можно наблюдать в связи с выборами и поствыборным периодом?
– Текущие выборы ознаменуют завершение блока политических реформ, объявленных президентом Касым-Жомартом Токаевым после трагических январских событий (в январе 2022 года в нескольких городах Казахстана прошли массовые беспорядки – Прим. Ia-centr.ru). Возможно, появятся новые лица и новые партии.
Но сама политическая система особо не изменилась: сверхконцентрация власти осталась, фактическая роль парламента тоже не сильно выросла.
Смогут ли новые лица и партии, особенно одномандатники, на которых возлагаются большие надежды, повысить роль парламента в принятии решений – в первую очередь в распределении бюджетных средств, в налоговой и экономической политике? Ожидания достаточно пессимистичные.
Практически во всех сферах в Казахстане развивается глубокий системный кризис. Реальные доходы падают, у нас самая высокая инфляция среди стран СНГ. Добавьте последствия энергетического кризиса – в стране большой дефицит тепла и электроэнергии. Сыпется инфраструктура, износ невероятно высокий, а необходимых инвестиций в модернизацию и создание новых генерирующих мощностей до сих пор не было.
Сильно упало качество образования на всех уровнях – дошкольном, школьном, дополнительном и высшем. Снижается его доступность: в Казахстане — дефицит школ, детских садиков, по столице охват дошкольным образованием составляет лишь 38 %. Резко упало качество и доступность медицинских услуг, система ОСМС находится в кризисе. За 19–20 лет по факту пришла к фиаско накопительная пенсионная система. Проблем очень много, и ожиданий, что текущие выборы что-то изменят, лично у меня мало.