Развитие системы высшего образования в Казахстане имеет, можно, сказать, разнонаправленный характер. С одной стороны, это обеспечение максимального доступа молодёжи к обучению в университетах, в том числе за счёт ежегодного увеличения государственного образовательного заказа, с другой, оптимизация вузов с целью сокращения, а в перспективе и «обнуления» числа неконкурентоспособных. Кроме того, в последнее время принимаются решения, направленные на предоставление высшим учебным заведениям большей управленческой и академической свободы, усиление роли и возможностей региональных вузов, повышение качества профессорско-преподавательского состава.
…Лихие 1990-е, когда жизнь в стране стремительно менялась, а государство было не в состоянии за всем уследить, ознаменовались появлением в Казахстане всё новых и новых высших учебных заведений, которые открывались даже в отдельных райцентрах. К началу «нулевых» годов их количество достигло 185 – в три с лишним раза больше, чем перед распадом СССР. А с точки зрения набора контингента на первые курсы рекордным стал 2004-й – в тот год студенческие билеты получили 221,7 тысячи юношей и девушек. Но примерно тогда же пришло понимание необходимости более строгого регулирования этой сферы, чтобы не дискредитировать понятие «высшее образование».
Ужесточение требований к лицензированию университетов и усиление контроля за тем, насколько условия обучения в них соответствуют установленным стандартам, привели к тому, что количество высших учебных заведений стало неуклонно сокращаться. К концу «нулевых» годов в нашей стране насчитывалось уже менее 150 вузов, к завершению следующего десятилетия – 125, а сейчас их осталось 119. Разумеется, «отсев» произошел за счёт слабых, не имевших достаточной материально-технической базы и квалифицированных преподавателей.
Что касается числа принимаемых на обучение студентов, то оно тоже стало уменьшаться. Особенно резкое сокращение произошло во втором десятилетии нынешнего века (минимальное значение – 115 тысяч в 2015-м). Однако объяснялось это не столько оптимизацией, сколько демографическим фактором: в тот период школы заканчивали те, кто появился на свет в тяжёлые 1990-е годы, когда рождаемость в Казахстане существенно упала. А после выхода из демографической «ямы» приём в вузы снова стал постепенно увеличиваться и достиг в прошлом году 163,5 тысячи.
При этом государство изыскало возможности для ежегодного наращивания объёма образовательного госзаказа, преследуя две цели: первая – стимулирование юношей и девушек к поступлению на те специальности, в которых ощущался дефицит кадров (прежде всего, это инженерные и педагогические); вторая – обеспечение доступа к высшему образованию для как можно большего числа казахстанцев, особенно из семей с небольшим достатком, в том числе проживающих на селе (увеличение сельской квоты). Если, скажем, в середине «нулевых» ежегодно выделялось около 25 тысяч грантов, а в 2013-м – 30,5 тысячи, то в течение последнего десятилетия их количество росло гораздо более высокими темпами и в 2022-м достигло 73-х тысяч (имеется в виду только бакалавриат).
Подсчёты показывают, что в «нулевые» годы возможность обучаться в вузах за счёт бюджета получали от 12 до 15 процентов всех первокурсников, во втором десятилетии – от 20 до 30 процентов, а в прошлом году этот показатель составил уже 44,5 процента. Мало того, судя по словам министра науки и высшего образования, до 2025-го планируется ежегодное 10-процентное увеличение госзаказа. Также нужно учесть, что значительно выросла стоимость гранта: сейчас ежегодное обучение одного студента обходится госказне в миллион тенге – это средняя цифра по стране. А полный цикл обучения на бакалавриате – четыре года. И если суммировать всё сказанное, то становится очевидным, что государственные расходы на обеспечение доступности высшего образования растут опережающими темпами.
Важной тенденцией последних лет стало реформирование системы управления в высших учебных заведениях. В частности, все государственные вузы (их около тридцати) были реорганизованы в некоммерческие акционерные общества – НАО. В них избраны советы директоров. Ректоры теперь не назначаются «сверху», как прежде, а избираются на альтернативной основе с учётом мнения профессорско-преподавательского состава: он своим решением определяет не менее чем трёх соискателей должности, кандидатуры которых затем рассматриваются республиканской комиссией при профильном министерстве.
Среди руководителей государственных университетов становится всё больше тех, кто получил качественное образование в престижных зарубежных вузах, не понаслышке знает, что такое передовой современный менеджмент. Например, два года назад три таких вуза возглавили люди, которым исполнилось всего 34-35 лет: ректором Казахского национального женского педагогического университета была избрана Гульмира Канай, Актюбинского регионального университета имени Жубанова – Лаура Карабасова, Северо-Казахстанского государственного университета имени Козыбаева – Ерлан Шуланов. И в целом произошло обновление корпуса руководителей тех вузов, которые находятся в госсобственности и являются наиболее крупными в стране.
Другой тренд, который просматривается в последние годы, – усиление акцента на региональные вузы. Чем это вызвано? Посмотрите на статистику: в 2022/23 учебном году общий студенческий контингент в Казахстане составил 578,3 тысячи человек. Из них 335,6 тысячи, или 58 процентов, пришлись на три города республиканского значения – Алматы, Астану и Шымент, хотя доля последних в общей численности населения РК составляет всего 22 процента. То есть, большинству юношей и девушек из областей приходится получать образование далеко от родных мест, испытывать трудности, вызванные дефицитом общежитий, дороговизной арендного жилья в мегаполисах. Кроме того, для государства важно, чтобы после окончания вузов они трудились в регионах, ведь именно там, а не в столицах, сосредоточены промышленные и сельскохозяйственные предприятия, именно там добывают нефть и руду, именно там испытывают наибольший дефицит квалифицированных специалистов – педагогов, врачей, инженеров и т.д.
Отсюда логично напрашивается вывод: нужно добиваться того, чтобы региональные вузы становились центрами притяжения для абитуриентов, чтобы в них создавались условия, необходимые для подготовки квалифицированных кадров: вводились новые образовательные программы, повышалось качество профессорско-преподавательского состава, в целом рос уровень конкурентоспособности местных университетов. Нужно учитывать и такой фактор: из северных областей ежегодно происходит довольно большой отток выпускников школ, которые выбирают местом получения высшего образования (чаще всего инженерно-технического профиля) Россию, а затем многие остаются там. А для нас желательно, чтобы эта молодёжь связала свою жизнь с Казахстаном.
Как один из вариантов повышения привлекательности региональных вузов рассматривается создание на их базе отечественных филиалов престижных зарубежных университетов. И такая работа уже началась. Скажем, при уже упомянутом СКГУ имени Козыбаева (Петропавловск) прошлой осенью был открыт филиал Университета Аризоны (США), а в Атырау – «дочка» Российского университета нефти и газа имени Губкина, ведущего учебного заведения этого профиля на всём постсоветском пространстве.
Как сообщил совсем недавно министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, в нынешнем году планируется открыть ещё несколько таких филиалов: Университета Heriot-Watt (Шотландия) – на базе тоже уже упоминавшегося Актюбинского регионального университета имени Жубанова; Российского химико-технологического университета имени Менделеева – на базе Таразского регионального университета имени Дулати (Жамбылская область является главным в нашей стране центром химической промышленности). Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Есенова (Актау) собирается в партнёрстве с немецкой стороной организовать новый инженерный институт. КГУ имени Коркыта-ата в Кызылорде при содействии Сеульского национального университета науки и технологий начал реализацию проекта создания Школы искусственного интеллекта. А в Жезказгане, центре образованной год назад Улытауской области, вообще будет создан новый университет технического профиля – в сотрудничестве с канадскими вузами…