Нарастающий энергодефицит, намерение достичь нейтральности по выбросам CO2 к 2060 году, устаревший фонд ТЭЦ и многие другие противоречия на сегодняшний день определяют проблемы энергетической сферы нашей страны.
Исторически Казахстан разделен на три энергетические зоны – Северная, Южная и Западная. Так сложилось, что Северная зона соединена с российской энергосистемой, а Южная – с энергосистемами Кыргызстана и Узбекистана. Внутри страны эти три зоны соединены слабо, поэтому при возникновении дефицитов электроэнергия поставляется из-за границы – из Кыргызстана и Узбекистана на юге и из России на севере.
Основной поток электроэнергии вырабатывают тепловые электростанции (78,5 %). ГЭС и газотурбинные станции дают лишь 8,2 % и 9,7 % электроэнергии. На возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – ветряные станции и солнечные батареи приходится еще меньше – 3,7 % от вырабатываемой в стране энергии.
Очевидно, что ВИЭ для Казахстана не могут стать приоритетными – энергия, которую они вырабатывают, оказывается в несколько раз дороже энергии, вырабатываемой ТЭЦ. Дефицит электроэнергии становится наиболее ощутим в зимние месяцы, когда ВИЭ работают на минимальной мощности, усиливая межсезонные колебания выработки энергии. ТЭЦ нуждаются в значительном ремонте, износ большинства из них составляет от 66 до 80%.
Мирный атом как глобальное решение острого энергодефицита страны
Надежды на глобальное решение острого дефицита электроэнергии возлагаются на АЭС. По планам уже к 2030 году мирный атом должен покрывать 8% от потребности Казахстана в электроэнергии.
В своем послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев 2 сентября 2024 года, говоря о необходимости решить первоочередные инфраструктурные проблемы, отметил, что пришло время для референдума по вопросу строительства АЭС:
«Мы должны думать о будущем, учитывая долгосрочные национальные интересы и специфику нашей страны. Поэтому я всегда настаивал на необходимости принятия продуманного решения по вопросу строительства АЭС, широкого обсуждения в обществе планов стратегического характера. …В этой связи поддерживаю предложение Правительства. Общенациональный референдум по вопросу строительства АЭС состоится 6 октября текущего года, сегодня я подпишу соответствующий Указ».
На референдуме по вопросу строительства АЭС положительно проголосовали 71,12% от общего количества участников, явка на референдум составила 63,66%.
При строительстве АЭС будут использоваться реакторы поколения III и III+. В их разработке уже учтены все произошедшие за время эксплуатации АЭС во всем мире инциденты. Работа реакторов построена таким образом, что при любых отклонениях в работе возникает отрицательная обратная связь, которая возвращает реактор в нормальный режим работы.
По итогам проведенного референдума общественность страны готова к тому, что на территории Казахстана появится АЭС. Но на данный момент не решены многие вопросы строительства АЭС – кто будет строить, на каких условиях и в какие сроки должна быть возведена станция.
На данный момент свои услуги по строительству АЭС предлагают четыре подрядчика – Россия, Франция, Китай и Корея. Наиболее обширным опытом строительства атомных станций зарубежом обладает Россия, кроме того предложение «Росатома» является оптимальным по стоимости и срокам возведения станции.
Политолог Марат Шибутов в своем телеграм-канале «Казахстан и все-все-все», обсуждая тему строительства АЭС, предложил не ограничиваться одной станцией, а построить пять станций. Говоря о том, какая компания могла бы реализовать проект АЭС в Казахстане, Марат Шибутов отметил:
«“Росатом” – подходящий партнер, поскольку у него уже есть шесть совместных предприятий с “Казатомпромом”».
Несмотря на сложную международную обстановку и санкции, Казахстан рассматривал выбор «Росатома» как наиболее логичный вариант продолжения сотрудничества с Россией в энергетической сфере. Сейчас, когда наметилось потепление в отношении к России со стороны США, а значит, так или иначе это распространится в ближайшее время и на всю мировую арену, вероятность выбора «Росатома» в качестве подрядчика по строительству АЭС становится наиболее вероятной.
Тем более, что Казахстан отстаивает свои интересы, придерживаясь многовекторной внешней политики, исключая воздействие иностранных СМИ на судьбоносные решения в развитии страны. Например, Мажилис предложил принять закон об иноагентах, так как в Казахстане более 200 неправительственных организации получают финансирование из заграничных источников. Мотивация казахстанского парламента понятна – важно понимать, из каких источников идет информация, которую распространяют СМИ. Часть из них являются НКО, получающими финансирование из США и других стран.
Казахстан способен принимать самостоятельные решения в этой сфере, несмотря на риск, что закон вызовет неприятие Европарламента. Стоит посмотреть на то, как разворачивается ситуация в Грузии – Европарламент пытается влиять на внутреннюю политику Грузии, в частности, издал резолюцию, которая призывает байкотировать прошедшие в Грузии выборы и их результаты. Резолюция призывает считать легитимным президентом Саломе Зурабишвили, полномочия которой закончились в конце декабря 2024 года.
Казалось бы, эти вопросы не являются связанными напрямую, но вопросы политической самостоятельности в том числе связаны с энергетической независимостью. При этом строительство АЭС является единственным вариантом в сложившихся условиях, который значительно повысит энергобезопасность нашей страны. И идти в эту историю по строительству АЭС надежней с уже проверенным партнером, которым является Россия, не раз выручавшая Казахстан при возникновении аварий и дефицита электроэнергии.
Қазақстанның энергетикалық қауіпсіздігі және тәуелсіздігі мәселелері