Пережив череду отставок и арестов ряда крупных чиновников, главные фигуры в Кабинете министров КР остались на своих постах. Однако после проведения народного курултая, возможно, и им придется уйти.
Регулярные отставки министров – это привычная картина для Киргизии. Такая текучесть объясняется политическим устройством страны, когда за провалы в экономике или других сферах удобней всего вину свалить именно на министра или главу правительства. Благо желающих занять место убывших всегда предостаточно.
С начала 2022 г. президент уволил 21 члена Кабинета министров. Последние отставки примечательны коррупционными скандалами, теперь уже экс-министра образования Алмазбека Бейшеналиева поймали на взятке и ему грозит тюрьма. Уволенного министра энергетики подозревают в злоупотреблении служебным положением. Своих постов также лишились министры культуры и транспорта.
Вслед за министрами в неожиданную отставку ушел спикер парламента (Жогорку Кенеша) Талант Мамытов, который является давним соратником президента. Новым главой ЖК стал Нурланбек Шакиев, которого называют приближенным к главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву.
Политолог из Кыргызстана директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» прокомментировал масштабные изменения во властных структурах. По его мнению, в этом году отставки продолжатся.
– Игорь Альбертович, с чем связана недавняя череда арестов и отставок министров?
– Регулярные аресты и отставки у нас идут последние два года, я бы не сказал, что произошло что-то новое. У нас задерживали и более высокопоставленных чиновников. Власть таким образом демонстрирует, что те сферы, которые у нас традиционно считаются коррупционными, где легко злоупотреблять служебным положением, как это делал тот же министр образования, силовые структуры отслеживают и нечистых на руку задерживают.
В целом же, что касается отставок, о них говорили еще весной. Были нарекания в адрес министерства энергетики, говорили, что министр не является профессионалом. На эти претензии наложился скандал в связи с тем, что не успели закупить уголь для столичной ТЭЦ. По работе других министерств тоже было большая критика, звучали призывы назначить министрами других людей, более близких к вверенной им работе.
В случае с министерством энергетики немалую роль сыграло то, что страна сейчас активно готовится к отопительному сезону, и, я думаю, что эта замена произошла не случайно в такой момент. Ведь вопрос стабильного отопления – это очень чувствительная тема для населения. Если недоработает Минэнерго, то стрелы недовольства полетят не в министра, а в главу государства. Как известно, у нас сейчас президент фактически отвечает за всю исполнительную власть.
Что касается ухода министра информации и культуры, то я не думаю, что это ведомство сильно влияет на экономический и социальный расклад в стране, поэтому его решили, что называется, до кучи поменять. В целом я бы хотел сказать, что пока идет косметический ремонт правительства и самые громкие отставки еще впереди.
– Если в Кабинете министров так плохо, то почему в отставку не отправят весь кабмин, включая премьера?
– В правительстве действительно всё не очень хорошо, это показывает экономическая ситуация в стране. Растут цены на продукты питания и другие товары, налицо очередной виток ухудшения социально-экономической ситуации, хотя правительство и рапортует о хороших показателях, в реальности население вынуждено просто выживать, причем в достаточно трудных условиях. Если бы не переводы трудовых мигрантов из России, ситуация была бы намного хуже. Примечательный факт: несмотря на те трудности, которые переживает сама РФ, объемы переводов не падают, а идут достаточно стабильно.
Почему не отправили в отставку всё правительство? Полагаю, что дело в проведении народного курултая, который должен собраться совсем скоро – в ноябре. По задумке создателей курултая, это собрание должно иметь полномочия для отставки ключевых чиновников, либо давать рекомендации (которые нельзя будет проигнорировать) для их отставки. Парламент сейчас таких полномочий просто не имеет, поэтому есть большая вероятность того, что ключевые фигуры правительства пройдут именно через курултай, их работу либо одобрят, либо заставят уйти.
Вопрос о дальнейшем пребывании у власти премьер-министра Акылбека Жапарова и его заместителей должен решаться именно на курултае. Таким образом, идея президента о проведении курултая наглядно покажет всем результат. И те чиновники, которые имеют наибольший антирейтинг у населения, в первую очередь окажутся кандидатами на увольнение, на них возложат ответственность за плачевное экономическое положение страны.
Пока это моя версия, как я уже писал об этом в соцсетях, на фоне других отставок премьер-министр избежал увольнения потому, что его оставили «на десерт». Хотя в Кыргызстане зачастую неблагодарное дело комментировать политические процессы, всё происходит достаточно быстро и неожиданно.
– Спикер парламента тоже ушёл в отставку, это совпадение или чистки добрались и до Жогорку Кенеша?
– Насколько я знаю, вопрос со спикером остро стоял в кулуарах власти еще по окончании самих парламентских выборов в ноябре прошлого года. Проникала различная информация, что идут споры о том, кто должен возглавить Жогорку Кенеш – прежний спикер Талант Мамытов или один из новых депутатов, победитель на прошедших выборах. Мамытов тоже переизбрался, и, видимо, с учетом того, что у него был опыт работы в парламенте еще с 2010 года, его снова переизбрали спикером.
Сейчас его замена произошла не случайно. В адрес парламента идет постоянная критика, а Мамытов на самом деле не является харизматичным публичным политиком. Власти же необходимо сейчас, после принятия новой Конституции, четко доносить населению информацию об эффективности нового парламента, его новой конструкции.
Тем более что с появлением института курултая на политической арене уже появляются вопросы, а кто представляет голос народа в большей степени? Члены курултая или депутаты? Поэтому Нурланбек Шакиев в качестве кандидата в спикеры рассматривался еще в прошлом году. Хотя он и избрался по одномандатному округу, а не через партию, его связывают с С. Жапаровым и с К. Ташиевым. В большей степени с Ташиевым, потому что его имя звучало в связке с партией «Ата-Журт», которая одержала победу на парламентских выборах.
В парламенте уже создана новая фракция «Мекенчил», которая так названа в честь одноименной партии, которую в 2020 году представляли на парламентских выборах Ташиев и Жапаров. Скорее всего, в парламенте формируется провластное ядро, которое будет оказывать поддержку действующей власти. А поддержка необходима, потому что в обществе копиться негатив от сложной социально-экономической ситуации в стране, роста инфляции, всё это негативно влияет на всю властную верхушку. Люди ждут, что их проблемы будут решаться, экономическое положение улучшаться, а рост доходов будет идти быстрее, чем растет инфляция.
Поэтому я думаю, что спикером назначили медийную персону. Шакиев имеет большой опыт работы в коммуникации с обществом и прессой. Ранее он руководил пресс-службой экс-президента, руководил государственными и частными телеканалами. По сути дела, он станет выполнять роль функционера, который будет выстраивать коммуникации и со СМИ, и с обществом.
– Есть ли у президента профессиональный кадровый резерв, который может качественно заменить выпадающих чиновников?
– С кадровыми резервами у всех президентов в Кыргызстане существовали и продолжают быть достаточно серьезные проблемы. Тот же Алмазбек Атамбаев, который отработал весь свой президентский срок без угрозы цветной революции, очень быстро растерял круг верных сторонников после того, как покинул кресло президента.
Садыр Жапаров, как известно, стал руководить страной, лишь незадолго до того выйдя из заключения. Оказавшись на свободе и сразу встав во главе страны, он физически просто не мог иметь большой кадровый потенциал. Его команда сейчас всё еще формируется, хотя скоро будет год, как он стал президентом. Пока сложно сказать, кто действительно из окружения президента в полной мере является профессионалом в той сфере, за которую он отвечает.
Будем наблюдать, как действительно профессионалов высокого уровня будут пытаться извлечь из чиновничьей колоды. Сейчас, правда, министров стало менять проще, раньше большинство членов правительства избирал парламент, депутаты пытались пропихнуть туда своих людей, сейчас эти полномочия отошли президенту.
– Как всё происходящее скажется на политической стабильности Кыргызстана?
– На политическую стабильность с приходом к власти Садыра Жапарова в первую очередь влияла его высокая популярность. Он пришел к власти на волне большой популярности среди простого народа, особенно сельского населения. И вот этот кредит доверия, который у него был, что в общем-то показал результат на президентских выборах, когда Жапаров победил с громадным отрывом от своих конкурентов, этот кредит доверия играл и продолжает оставаться ключевым, пока президент может управлять государством без каких-либо серьезных митинговых настроений в обществе, чем Кыргызстан всегда отличался.
Насколько хватит этого запаса прочности, будет ясно из того, как успешно власти сумеют вытащить страну из экономического кризиса и в первую очередь, как мы сумеем пережить эту непростую зиму. Это будет своеобразный тест для президента: остается он политиком с высоким рейтингом среди населения, которое продолжает верить в Жапарова, даже несмотря на серьезные проблемы, или нет. Люди ждут, что предвыборные обещания всё-таки будут выполнены и социально-экономическое положение улучшится.
Неопределенности добавляет то, что ситуация в Кыргызстане зависит от ситуации в России. Еще раз хочу подчеркнуть, что денежные переводы наших граждан, которые работают в России, на родину – это фактически подушка безопасности для самого Кыргызстана. Если денежные переводы от мигрантов иссякнут, то, конечно, это негативно скажется и на политической обстановке в нашей стране.