Туркестанская автономия: почему она у нас оказалась в тени «Алаш-Орды»?

Сегодня в Казахстане много пишут и говорят об «Алаш-Орде», некоторые даже называют её первой казахской республикой. А вот о другой автономии, Туркестанской, тоже имеющей непосредственное отношение к нашей истории, упоминают редко. Хотя она была провозглашена чуть раньше, чем Алашская, 11 декабря (по старому календарю, 27 ноября) 1917 года. То есть, в эти дни исполняется 105 лет со дня её создания. Ответить на вопросы, касающиеся этого государственного образования, пусть и недолго просуществовавшего, мы попросили кандидата исторических наук Болата Асанова.

Идея объединения

— Алашская автономия сегодня у всех на слуху, о ней пишут книги, снимают фильмы, именами её лидеров называют центральные улицы самых крупных городов Казахстана. Тогда как о Туркестанской наша общественность знает намного меньше. Чем вызвано столь разное отношение?

— Признаться честно, мне это тоже непонятно. Особенно если учесть, что Туркестанская автономия была официально провозглашена, реально существовала, её с восторгом приняло население края, о чём можно узнать из книги П.Алексеенкова «Кокандская автономия», изданной в Ташкенте в 1931 году, её признали Оренбургское правительство атамана Дутова и Центральная Рада Украины.

Также стоит сказать о том, что, согласно результатам проведённой в 1897-м Всероссийской переписи населения, в Туркестанском крае казахский язык назвали родным 1,8 миллиона человек – главным образом, в Сырдарьинской и Семиреченской областях, а также немного в Самаркандской. Если учесть, что представителей нашего этноса по всей Российской империи тогда насчитали чуть больше четырёх миллионов, то становится понятным, что создание автономии затронуло интересы 45 процентов всех казахов.

— В разных источниках её называют то Туркестанской, то Кокандской – как например, в упомянутой вами книге. Чем вызвана такая разноголосица, и какое название является более правильным?

— Официальное, в оригинале, название – Туркестан мухтариат, или Туркестанская автономия. Что касается второго названия – Кокандская, то оно связано с местом нахождения её правительства. А в столице края, Ташкенте, к тому времени власть уже принадлежала большевикам. Таким образом, в этом крупном регионе установилось формальное двоевластие.

— Каким видели лидеры автономии будущее Туркестана? Какие земли планировали включить в её состав? Не собирались ли они отчленить казахскую часть края от остальной территории Казахстана?

— Нет, они ставили перед собой задачу немедленного объединения всех казахских земель, т.е. вхождения их в состав Туркестанской автономии. С этой целью её премьер-министр Мустафа Чокаев поехал на 2-й Всекиргизский съезд, проходивший в конце декабря 1917 года в Оренбурге. Он предложил делегатам рассмотреть вопрос о присоединении областей Степного края (Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская) к Туркестану. В случае принятия данного предложения территория автономного образования объединила бы земли современных Казахстана и республик Средней Азии (за исключением тех, которые входили в состав Хивинского ханства и Бухарского эмирата). Здесь важно понимать, что в те времена коренное население Туркестанского края в общем-то не сильно разделялось по этническому признаку. Все были, прежде всего, туркестанцами, а уже потом казахами, узбеками, киргизами…

В итоге съезд не без давления со стороны его руководства принял решение создать комиссию, отправить ее в Туркестан, с тем, чтобы потом (кажется, где-то через месяц) принять решение. Хотя многие из делегатов поддержали инициативу кокандцев. А на следующий день в Оренбург вошли красные…

— Какой была в общих чертах идеология автономии? Какое отражение в ней нашёл, например, национальный вопрос?

— Приведу цитату из статьи «Национально-территориальное размежевание в Средней Азии в 1924 г.: причины и влияние на этнополитические процессы в регионе» российского историка Ирины Бочкарёвой: «До Февральской революции национальный дискурс в Туркестане находился в зачаточном состоянии. Только после революции туркестанская интеллигенция, представленная джадидами и узкой группой светских русифицированных политиков, начала формулировать свой национальный проект, в основу которого была положена тюркская идентичность. Это было следствием влияния популярных среди тюркоязычных народов Российской империи идей пантюркизма» («Известия АлтГУ. Исторические науки и археология», 2019 г., №2).

«Туркестанцы» и «алашординцы»

— Какими были взаимоотношения лидеров Туркестанской автономии, с одной стороны, и движения «Алаш», с другой? Существовали ли между ними серьёзные противоречия, и в чём они заключались?

— Основное противоречие, на мой взгляд, – это расхождения во взглядах по поводу объединения или вхождения в состав Туркестанской автономии. Возможно, что корень проблемы лежал в субъективной плоскости, а конкретно в лидерских амбициях. То есть, не исключен мотив скрытого или явного соперничества, конкуренции, которая могла возникнуть при распределении руководящих постов в случае предполагаемого объединения.

Однако обратимся к документам. В архиве КНБ РК сохранился любопытный документ, выдержку из которого привожу: ««В свою очередь председатель Алаш-Орды А.Букейханов был категорически против присоединения Казахстана (Казахской автономии) к Туркестану (Кокандской автономии). По свидетельству М.Дулатова, А Букейханов обосновывал свою позицию так: «Нельзя присоединиться к узбекам и другим народам Средней Азии. У них сильны консерватизм, клерикализм и религиозный фанатизм. Нескоро они освободятся от козней духовенства и от гнета шариата. У них и особый образ хозяйства. В культурном отношении они ниже нас. Ничего не выйдет из союза двух слепых». Узбекские представители из состава Туркестанского (Кокандского) правительства в свою очередь не очень тепло отзывались о руководителе Алаш-Орды Букейханове, заявив Б.Кулманову, Т.Ибрагимову, М.Дулатову, когда они после Сырдарьинского областного казахского съезда посетили Коканд: «Ваш предводитель кадет Букейханов – русофил». Не понравилось им наше неприсоединение к Туркестану…» («История Казахстана с древнейших времен до наших дней», Алматы, «Атамура», 2010 г., т. 4, с.177).
— На протяжении недолгой истории Туркестанской автономии во главе её правительства стояли двое, и оба казахи – сначала Мухамеджан Тынышпаев, а потом Мустафа Чокаев (Шокай). С чем это связано? С их личными качествами или с тем, что, может, казахские лидеры имели наибольшее влияние?

— Полагаю, с тем, что оба они были людьми известными. Начнём с того, что и Мухамеджан Тынышпаев, и Мустафа Чокаев имели солидный дореволюционный послужной список. А после февраля 1917-го, при Керенском, входили в состав Туркестанского комитета Временного правительства.

— Чем был вызван скорый уход Тынышпаева с поста премьер-министра? Сыграл ли в этом какую-то роль Чокаев? Вообще, между ними были противоречия и конфликты?

— Думаю, что это было связано с какими-то личными качествами лидеров Туркестанской автономии. Да и без конфликтов, вероятно, тоже не обходилось. В том числе между Тынышпаевым и Чокаевым. Ведь руководить, а особенно в условиях революции и гражданской войны, не каждому по плечу. Но там, на мой взгляд, не было каких-то интриг, подсиживания. Просто к этому привели сложившиеся обстоятельства. Постоянно и быстро меняющаяся ситуация, изматывающее напряжение всех сил требовали особой энергии созидания, веры в правоту своего дела.

Кто больше достоин памятников?

— Почему автономия так быстро пала – уже в начале 1918-го?

— Позволю себе ещё одну цитату: «Провозглашение автономии и создание временного правительства стали максимальной точкой развития национального автономистского движения коренного населения края. В условиях, когда большевики понимали власть как диктатуру пролетариата и опирались на армию, возможности для решения вопроса национального самоопределения путем мирных демократических процедур, на чем продолжали настаивать лидеры автономистского движения, были фактически исчерпаны. В противостоянии с Совнаркомом Туркестана Кокандское правительство, не располагая реальными ресурсами влияния (армия, финансы, массовая поддержка со стороны населения), не смогло перехватить политическую инициативу в свои руки. То, что национальная политическая элита уже после Октябрьского переворота в Петрограде и Ташкенте при слабости вышеуказанных факторов решилась на провозглашение автономии и создание правительства, можно объяснить, на наш взгляд, высокой мобилизационной особенностью идеологии национализма». Такую оценку дали в своей работе «Национальный вопрос» и становление советской власти в Туркестане (1917 – 1921 г.г.)» Ирина Бочкарёва и Юлия Лысенко («Вестник Томского государственного университета», 2018, №429).

— Если сравнить Чокаева с лидерами «Алаша», то кто из них, на ваш взгляд, больше заслуживает памятников в Казахстане, и почему?

— Даже по формальным признакам – Чокаев. У каждого народа есть немного фигур, достойных увековечивания, отлития их фигур в бронзе. В истории казахов одним из таких был как раз Чокаев.

Начнём с того, что Алаш-Орда была то ли общественным движением, то ли партией. И, следовательно, её лидеров можно назвать общественно-политическими деятелями. А Мустафа Чокаев был государственным деятелем, руководителем государства, пусть и недолго просуществовавшего. Причём ярким, сильным, авторитетным, известным в мире. Настоящий герой, достойнейший из достойных, заслуживший почётное место на пьедестале истории, причём не только казахской…
— Можно ли говорить о каком-то историческом значении Туркестанской автономии? Её создание хоть как-то повлияло на дальнейшую судьбу края? Или, может, это был просто кратковременный и малозначащий в историческом плане эпизод политической борьбы?

— Историческое значение Туркестанской автономии трудно переоценить. Сам факт её существования подвиг центр на решительные шаги в области национальной политики. В этой связи приведу ещё одну цитату из вышеупомянутой работы Ирины Бочкаревой и Юлии Лысенко: «Ликвидация военным путем правительства Туркестанской автономии не укрепила автоматически советскую власть в регионе, а, наоборот, породила новую угрозу в лице басмаческого движения. Центральное советское правительство решило взять на себя инициативу в провозглашении национальных автономий, лишив, таким образом, национальную несоветскую элиту монополии на разработку национальных проектов. На III Всероссийском съезде советов в январе 1918 г. Российская советская республика была преобразована в федеративную. Это создало правовые основания для внедрения советских вариантов национальной автономии, и Туркестан стал первым регионом, где она была провозглашена». Речь идёт о создании в апреле 1918-го Туркестанской советской республики в составе РСФСР.

Другое дело, что, воспользовавшись в том числе очевидными промахами, допущенными на 2-м Всекиргизском съезде 1917 года в Оренбурге, когда его делегаты не приняли решения о немедленном объединении с Туркестанской автономией, нарком по делам национальностей Иосиф Сталин в 1924-25 годах провёл окончательное национально-территориальное размежевание этого края. В результате Туркестанская автономная советская республика, просуществовавшая шесть с половиной лет, была ликвидирована. А её территорию разделили между появившимися тогда же новыми государственными образованиями (Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР, Кара-Киргизская и Кара-Калпакская автономная области), а также Киргизской АССР, которая вскоре станет называться Казахской…


Читайте свежие новости:

Натурализация иностранных спортсменов, которая активно практиковалась в Казахстане на протяжении последних десятилетий, постепенно становится объектом…
Конфликт на Ближнем Востоке снова обострился, вызывая гуманитарные кризисы и усиливая напряженность в регионе. Недавние…
Процесс формирования многополярной системы приближается к важной вехе. 22 – 24 октября в Казани пройдет…
В конце августа и начале сентября 2024 года в Российской Федерации наблюдался необычный феномен –…
2 сентября 2024 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с очередным посланием народу страны. Одной…
Киевский режим позволяет вывозить иностранцам тысячи тонн чернозема. Как показывает анализ развития событий новейшей истории…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *