Отношения Казахстана и России сегодня находятся на самом высоком уровне, заявил глава МИД республики Мухтар Тлеуберди 18 октября. Москва уважает суверенитет Казахстана и не вмешивается в его внутренние дела, чего нельзя сказать о странах ЕС и США. Многовекторная политика все больше теряет актуальность, ведь это снижает устойчивость государственных институтов. Ярким примером стала трагедия Украины, которую поставил под свой контроль Запад, превратив в плацдарм против России. Казахстан также нужен США и Европе ради дешевых ресурсов и дестабилизации России и региона в целом. О том, как в Казахстане видят ситуацию на Украине, а также противостояние западных стран и России в целом, в интервью «Евразия.Эксперт» раскрыл экс-советник президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, председатель Народной партии Казахстана Ермухамет Ертысбаев.
– Ермухамет Кабидинович, Казахстан не поддержал резолюцию Генассамблеи ООН «Агрессия против Украины», а также антироссийскую резолюцию по гуманитарной ситуации в Украине. Кроме того, страна голосовала против исключения России из Совета по правам человека ООН. О чем это говорит?
– Это говорит о том, что Россия и Казахстан поддерживают очень тесные, добрососедские, дружественные, союзнические отношения. Мы имеем самую длинную сухопутную границу в мире. Эта граница открытая, без пограничного и таможенного контроля. Мы находимся в составе Евразийского союза, ОДКБ. С точки зрения двусторонних отношений именно Россия и Казахстан за 30 лет после распада СССР продемонстрировали всему миру, как нужно строить отношения между новыми независимыми государствами. Поэтому, каким бы ни был политический режим в России, Казахстан всегда будет стремиться поддерживать нормальные, доверительные отношения с ней. В России это хорошо знают и ценят.
В отличие от российско-украинских отношений, у нас нет абсолютно никаких проблем. Ни территориальных претензий, ни других. Есть позиция президента Касыма-Жомарта Токаева, которая была выражена в телефонном разговоре с президентом Украины Владимиром Зеленским. Токаев четко и недвусмысленно дал понять, что только дипломатическим путем нужно искать примирения.
– Россия, Китай и страны Центральной Азии поддержали казахстанские власти в ходе январского кризиса в стране. ШОС официально признала своевременность действий руководства Казахстана для нормализации обстановки в стране, в том числе путем привлечения миротворцев ОДКБ. В то же время многие западные страны осудили действия властей Казахстана. Как это повлияло на внешнеполитический курс республики?
– Во времена президентства Нурсултана Назарбаева проводилась многовекторная внешняя политика, и мы достигли здесь очень больших успехов. В то же время, после прихода к власти президент Токаев внес существенные корректировки в эту политику.
Сейчас Токаев первостепенное внимание уделяет, прежде всего, соседям: России, Китаю, Узбекистану, Туркменистану и Кыргызстану. За последние три года он совершал визиты прежде всего в эти страны, принимал глав государств из этой пятерки. В то же время по Каспию мы граничим с Азербайджаном и Ираном. В этом году были совершены официальные визиты Токаева в Азербайджан и Иран. С Турцией у нас традиционно очень тесные отношения.
Что касается разных точек зрения по поводу участия ОДКБ в январских событиях: понятно, что это вызвало сильное недовольство Запада. Когда говорят об ОДКБ, то прежде всего говорят о военной мощи Российской Федерации, которая является стержнем этой организации.
Присутствие контингента ОДКБ в Казахстане было неприятным явлением для Запада и для казахстанской оппозиции. Контингент ОДКБ пробыл в Казахстане всего лишь неделю. Войска ОДКБ сыграли позитивную роль в плане стабилизации ситуации. Обстановка в Казахстане была очень тревожная для нашей государственности. Была попытка масштабного государственного переворота. Разговор об этом – отдельная тема.
Действительно, западные страны осудили действия властей Казахстана по подавлению путча. Во время беспорядков были замечены боевики из частных силовых структур, террористы, ваххабиты, мародеры, преступники, против них применялось огнестрельное оружие. Это была трагедия, из которой мы извлекли соответствующие уроки и постараемся не допустить повторения.
– Как в Казахстане оценивают военно-политическое сближение Китая и России? Как стратегическое партнерство Москвы и Пекина влияет на стабильность и безопасность в Центральной Азии?
– Помню, еще студентом я натолкнулся на статью одного американского эксперта, в которой были следующие слова: «самое страшное для США – это военно-политическое сотрудничество СССР и Китая». Сейчас впервые наметились контуры этого союза в связи с тем, что США, на мой взгляд, так и не отказались от идеи однополярного мира. Они попали в некую эйфорию в 1990-е гг., которую хорошо описал Фукуяма в своей статье «Конец истории». Господство и полное доминирование либеральных идей, которые почему-то американцы приписали себе, но это не важно.
Наметившийся союз России и Китая в высшей степени неприятен для США и коллективного Запада, однако этот союз неизбежен. Скажу больше, 7 января текущего года, когда в Казахстане происходили кровавые события, я дал большое интервью одному местному телеканалу, в котором отметил, что военно-политический союз России, Китая и центральноазиатского региона абсолютно неизбежен.
Это я сказал накануне той конфронтации, которая началась 24 февраля в связи с проведением специальной военной операции в Украине. С 2014 г. я уже знал, что такое столкновение непременно случится. К сожалению, этот сценарий осуществился. Я очень глубоко переживаю о том, что сейчас происходит между Россией и Украиной. Мы не одно столетие жили в составе одного государства. В Казахстане проживает очень много русских и украинцев. Мы хотим, чтобы все это быстрее завершилось, и был найден какой-то компромисс.
– Вашингтон заявил о поддержке реформы Совета Безопасности ООН. По мнению России, необходимо расширить географический охват Совбеза, чтобы повышалась представленность в нем государств Африки, Азии и Латинской Америки. В Москве также убеждены, что никто не заберет у России права вето в Совбезе ООН. А на Ваш взгляд, какие реформы должны быть проведены? Какие еще страны достойны стать постоянными членами Совбеза?
– Совет безопасности ООН в нынешнем составе образовался сразу после Второй мировой войны. Это большая пятерка – США, Великобритания, Франция, СССР (ныне Россия) и Китай – в неизменном виде просуществовала до настоящего времени. Разговоры, которые сейчас усиленно ведутся по поводу реформирования СБ ООН, вызваны, прежде всего, невиданной конфронтацией, которая возникла между этой большой пятеркой. С одной стороны – Запад во главе с США, с другой – Россия и Китай. Это не означает, что сейчас Россия и Китай идут в единой и тесной связке. Но что между двумя полюсами есть сильные противоречия и конфронтация на грани войны – уже данность.
На Украине, по сути, происходит крупное столкновение России с Западом. Противоречия Китая с США тоже достигли апогея, и это связано не только с Тайванем. Поэтому все эти разговоры не случайны, и постановка вопроса отчасти правильная. Что может сейчас предложить Запад? Включить в члены СБ ООН, скажем, такие страны, как Германия, Япония, Италия. Это три страны, которые потерпели поражение во Второй мировой войне. Но с тех пор уже не одно поколение появилось на свет, и прошла не одна историческая эпоха. В этом случае Россия и Китай неизменно поднимут вопрос о включении в СБ ООН, к примеру, членов БРИКС: Индии, Бразилии, ЮАР. Могу сказать одно: сейчас внутриполитические и геополитические вопросы, особенно на евразийском пространстве, доминируют над глобальной проблемой реформирования СБ ООН.