Спутники и модернизация: какие планы у Казахстана в космосе?

В преддверии досрочных выборов в Казахстане подводят первые итоги трехлетней модернизации Касым-Жомарта Токаева. На фоне обсуждения реформ, проектов и предвыборных обещаний остались несколько «в тени» последние новации в космической отрасли. Между тем, освоение космоса — это важнейший элемент репутационного капитала Астаны как внутри страны, так и на мировой арене. О современных тенденциях космических разработок в РК.

Свежие новости космических программ

22 октября были озвучены последние планы аэрокосмического ведомства РК. Так, с 2023 года в Казахстане планируют наладить спутниковый мониторинг урожайности и посевных площадей. По словам первого зампремьера РК Романа Скляра, это поможет установить более корректные данные для сферы сельхозстатистики. Сбор данных будет вести система Дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), созданная в 2014-2015 годах на базе двух спутников «KazEOSat-1» и «KazEOSat-2». В настоящее время ДЗЗ используют при мониторинге лесных пожаров, метеорологических исследованиях и в ряде других задач.

Учитывая, что формальный срок эксплуатации двух казахстанских спутников истек в 2021 году, правительство РК планирует разместить госзаказ на создание новых аппаратов ДЗЗ. Техническую возможность их производства должен обеспечить специальный Сборочно-испытательный комплекс (СбИК), запуск которого намечен на 2023 год. По словам Романа Скляра, к 2026 году Казахстан будет поставлять собственные спутники на мировой рынок. Кроме того, «ведется работа по экспорту услуг космической системы связи в страны Центральной Азии», — отметил чиновник.

Казахстанский космос: ожидания и реальность

Свою космическую программу Казахстан развивает с 2004 года. Однако сегодня эта сфера стала ареной острой международной конкуренции. Уже в 2019 году собственное космическое ведомство появилось в Узбекистане — главном сопернике РК в Центральной Азии. В декабре 2018 года  национальные космические агентства создали Саудовская Аравия и Турция, а в сентябре этого года саудиты утвердили свою космическую программу.

В этих условиях Казахстан опирается на свой космический опыт, стараясь использовать его как репутационный капитал. Так, во время июльского визита в Джидду Касым-Жомарт Токаев предлагал саудовским компаниям наладить сотрудничество в освоении космоса. Между тем, на фоне «рывка на орбиту» у целого ряда новых игроков, реальные достижения РК в космической области остаются достаточно скромными.

По словам руководителя корпорации KazAeroSpace Баглана Казиева, по ряду направлений Казахстан проиграл конкуренцию в космосе. «Арабские Эмираты ушли настолько вперёд, что я даже не представляю, можем ли мы с ними говорить на одном языке… А 15 лет назад мы с ОАЭ были на одном уровне», — отметил специалист. Тем не менее, по мнению Казиева, Казахстану по силам наладить собственное производство спутников.

Некоторые политики считают, что неудачи в космической сфере обусловлены просчетами ведомственного управления. В сентябре депутат Мажилиса Парламента Казахстана Екатерина Смышляева обратилась к Роману Скляру с запросом, предлагая возродить самостоятельное Национальное космическое агентство (существовало в 2007-2014 годах). В настоящее время освоением космоса в РК занимается соответствующий комитет в структуре Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП).

По мнению Смышляевой, упразднение самостоятельного космического ведомства привело к сокращению активности РК в освоении космоса. Задерживается создание СбИК, до сих пор строится ракетный комплекс «Байтерек» (его появление было анонсировано еще в 2004 году). «Поэтапно космическое направление перестало быть стратегическим, и это не могло не отразиться на состоянии дел в отрасли», — отметила депутат.

Космические проекты МЦРИАП подвергались критике и раньше. Так, в июне 2022 года министерство заявило, что рассматривает возможность использовать европейские и американские спутники, чтобы обеспечить интернет и связь для труднодоступных сел. Ряд специалистов подвергли эту идею критике — по их словам, доверие иностранным аппаратам ставит под угрозу информационную безопасность страны.

Уязвимая точка преобразований?

Показательно, что в президентских и правительственных программах по модернизации космической сфере уделен минимум внимания. Так, бюджете МЦРИАП, ответственном за космическую отрасль, приоритет отдан вопросам цифровизации — в 2022 году на них заложили 92 млрд тенге, что составляет 75% всех расходов ведомства.

На спутниковую инфраструктуру же выделили чуть больше 4 млрд тенге, а в проекте бюджета на 2023 и 2024 годы эта сумма сократилась до 3 млрд. Основные расходы в космической сфере заложены на реализацию и развитие «Байтерека» — в 2022 году на него было заложено 23 млрд тенге, на 2023 и 2024 год предполагается увеличить эту сумму вдвое.

Между тем, на сегодня именно спутники остаются важной статьей дохода для РК. К 2020 году продажи снимков земной поверхности с казахстанских космических аппаратов составили 12,6 млн тенге на внутреннем рынке. При этом страна отказалась от покупки фотографий с иностранных спутников: в 2014-2019 годах это сэкономило Казахстану $45 млн. В 2019 году чистая прибыль от эксплуатации системы KazSat для РК составила почти 964 млн тенге.

При этом мониторинговая система ДЗЗ нуждается в модернизации. Так, по мнению ряда специалистов, спутниковые данные о сентябрьском пожаре в Костанайской области были получены с опозданием, что стало одной из причин столь масштабного разрастания огневой площади. Существующие спутники KazSat в скором времени будут выведены из эксплуатации. Получится ли у ответственного ведомства вовремя заменить их новыми аппаратами — еще вопрос.

Симптоматично, что МЦРИАП в последнее время крайне редко афиширует новые космические программы, по преимуществу освещая цифровизацию. Тему казахстанских достижений в космосе редко подсвечивают и СМИ. Исключение составляют частные проекты в отрасли, вроде экспериментальных космических разработок казахстанской корпорации Eurasian Space Ventures. Из этого следует вывод, что космическая сфера остается одной из слабых точек модернизации последних лет.

Между тем, спутниковые проекты важны для Казахстана не только репутационно, но и с точки зрения безопасности. Об этом Касым-Жомарт Токаев заявлял еще в июне 2022 года, отмечая угрозы для космического суверенитета страны. По словам Романа Скляра, ряд новых спутников ДЗЗ как раз будет использоваться для нужд обороны.

Вероятно, по части нацбезопасности подвижки в освоении космоса действительно будут происходить — учитывая, какое внимание этим уделяется со стороны Акорды. В целом же, на ближайшее время (с учетом мирового экономического кризиса) космическая отрасль в РК вряд ли получит приоритет. Масштабные преобразования в политике и экономике оставляют Казахстану немного места для космических амбиций.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *