В канун Дня Конституции, который отмечается сегодня — 6 ноября, мы вспомнили, сколько раз она менялась за годы независимости, сколько поправок в нее вносили и, главное, во что нам это обошлось.
Сразу после приобретения независимости, в сентябре 1991 года в тогдашнем Верховном совете страны была образована рабочая группа по подготовке проекта новой Конституции Таджикистана, которую возглавил генеральный прокурор Нурулло Хувайдуллоев.
А уже весной 1992 года в правительственной газете «Джумхурият» для всенародного обсуждения был опубликован проект Конституции.
В это время в стране уже шла гражданская война, в августе месяце в столице был зверский убит генпрокурор. О всенародном обсуждении, да и о самом авторе проекта все забыли.
В ноябре 1992 года председателем Верховного Совета был избран Эмомали Рахмонов. Война бушевала уже вовсю. В течение нескольких месяцев в стране сменилось несколько президентов, после должность была и вовсе упразднена. Председатель парламента стал высшим руководителем в Таджикистане, главой государства.
За время существования Таджикской ССР были приняты четыре Конституции: — в 1929, 1931, 1937 и 1978 годах.
Первые правки
Конституция страны принималась в самое трудное для Таджикистана время, когда республика была ввергнута в гражданскую войну, переговорные процессы между конфликтующими сторонами только наметились, а около миллиона таджикских граждан находились в вынужденной миграции.
По требованию противоборствующих сторон парламент внес десятки поправок в Конституцию страны. Позже глава рабочей группы по разработке проекта главного документа страны, тогдашний первый замглавы Верховного совета страны Абдулмаджид Достиев заявил, что в основной закон внесено столько поправок, что все их невозможно перечислить.
Проект первой Конституции независимого Таджикистана был опубликован в прессе для всенародного обсуждения весной 1993 года, более года народ страны мог высказаться по данному вопросу. Правда, учитывая тогдашнюю обстановку, как такового обсуждения все же не получилось – народ думал, прежде всего, о своей безопасности и хлебе насущном.
Конституция страны принималась в самое трудное время
фото из архива
Шестого ноября 1994 года в Таджикистане прошел референдум по новой Конституции, в которой восстанавливался пост президента, также прошли президентские выборы.
Победу на них одержал Эмомали Рахмонов. До этого страна жила по Конституции Таджикской ССР, которая была принята еще в семидесятых года 20-го века.
Авторами основного закона страны были такие известные правоведы, как Ашурбой Имомов, Зариф Ализода, Халифабобо Хомидов, Рахматилло Зойиров, Абдулмаджид Достиев.
Свидетели тех лет говорят, что народ тогда в прямом смысле заставляли идти голосовать за новую Конституцию — улицы были заполнены вооруженными людьми, безопасность никто не гарантировал.
«Конституцию превратили в некий «черновик»
На протяжении 22 лет в Конституцию страны трижды вносились дополнения и изменения. Первые поправки были внесены в 1999 году, следующий референдум по внесению изменений в основной закон страны был проведен в 2003 году, третий — в мае 2016-го.
Рахматилло Зоийров, председатель Юридического консорциума страны и бывший советник президента, говорит, что по неопытности наши чиновники превратили Конституцию в некий «черновик».
По его мнению, Конституция, принятая в 1994 году, по сравнению с Конституциями 1999, 2003 и 2016 годов, была более устойчивой.
— Тогда, в 1994 году, Конституция принималась не второпях, над ней работали люди без политических амбиций и интересов, объективно, — говорит он. — Она стала неустойчивой, когда в нее уже позже стали вносить дополнения и поправки. Люди, которые разрабатывали поправки практически не дали выбора народу (на референдуме 2016 года, — ред.), предоставив ему только возможность ответить «да» или «нет» относительно сразу всех 50 изменений. Вносились изменения, в результате чего недостатки не только не были устранены, их увеличили, как в количественном, так и в качественном отношении, — считает Зойиров.
Основные изменения
Очередной Конституционный референдум в Таджикистане состоялся в сентябре 1999 года. Он, пожалуй, имел наибольшую значимость для страны.
По его результатам была одобрена регистрация религиозных политических партий, что было условием мирного соглашения, которое положило конец гражданской войне 1992–1997 годов.
На том референдуме были также одобрены поправки к Конституции: срок президентских полномочий увеличивался до семи лет, но в один срок.
В числе основных поправок, внесенных на том референдуме, было разделение парламента страны на две палаты – Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон.
Спустя чуть менее четырех лет, в 2003 году, в Таджикистане вновь решили «подправить» Конституцию.
В этот раз было предложено внести 56 изменений и поправок, главная из которых вновь касалась четвертой главы – и новая поправка дала возможность избираться президентом на два срока по семь лет.
Эксперты-правоведы тогда жаловались на то, что практика внесения сразу 56 дополнений и изменений на одном референдуме была только в Таджикистане.
Многие были недовольны тем, что Таджикистан на протяжении девяти лет дважды вносил изменения в основной закон, что говорило о нестойкости Конституции страны.
Референдум 22 мая 2016 года снял остававшиеся ограничения для «Лидера нации» — президента Эмомали Рахмона.
Эмомали Рахмон голосует на референдуме. 2016 г.
архивное фото пресс-службы президента
Ко всему прочему минимальный возраст для кандидатов в президенты снизился с 35 до 30 лет.
Многие эксперты говорили, что эта мера, при желании, позволит сыну главы государства — 29-летнему Рустаму Эмомали, выдвинуть свою кандидатуру на пост президента в 2020 году.
Одной из важнейших поправок, принятых на последнем референдуме, стал и запрет на партии религиозного и атеистического характера.
«За» практически единогласно
По имеющейся информации «Азия-Плюс» из правительственных кругов, на проведение четырех Конституционных референдумов из госбюджета Таджикистана, в общей сложности, было израсходовано свыше 40 миллионов сомони.
В референдуме 1994 года от общего числа участвовавшего электората, который составлял 2 миллиона 535 тысяч 777 человек, «За» проголосовали 90 процентов, 10% — «Против», недействительных бюллетеней не было.
26 сентября 1999 года из 2 миллионов 591 тысячи 905 человек «За» голосовали 75,3%, «Против» — 24,7. Тогда также не было недействительных бюллетеней.
На референдуме 22 июня 2003 года из 2-х миллионов 436 тысяч 496 человек электората «За» проголосовали 92,8%, «Против» — 7,2 %.
И на последнем референдуме — 22 мая 2016 года, по официальным данным, конституционные изменения были одобрены 96,6% избирателей. Явка, по официальным данным, составила 92 процента.