На фоне инфляции и обострения противостояния с Россией, США готовятся принять новый военный бюджет. Уже сейчас очевидно, что документ поставит рекорд по абсолютным показателям, впервые (и значительно) превысив 800 миллиардов долларов. При этом поддержка Украины не будет приоритетом для Вашингтона. В проекте нового бюджета очевиден перекос в Индо-Тихоокеанский регион, так как сдерживание Китая остаётся первоочередной задачей Пентагона.
Бюджетный контекст: ведомственный лоббизм и инфляция
11 октября в Сенате США ожидаются предварительные дебаты по оборонному бюджету на 2023 финансовый год (завершение слушаний запланировано на середину ноября). Главным документом по военным расходам в США является так называемый «Закон об ассигнованиях на национальную оборону» (National Defense Authorization Act, NDAA). Строго говоря, в NDAA утверждают не только затраты Пентагона, но и оборонные расходы других ведомств, включая Министерство энергетики (ответственного за атомную инфраструктуру и ядерные вооружения США)
Кроме того, в документе, как правило, продвигают и чисто политические решения. Например, в последние годы в NDAA часто включают санкционные предложения. Для американских ведомств это хороший способ «протолкнуть» нужные им решения, ведь NDAA – один важнейших ежегодных законопроектов, который, при этом, принимается за ограниченный срок. Следовательно, оппоненты ведомств в Сенате будут открыты к торгу, а президент не станет налагать вето на комплексный документ из-за бюрократических мелочей.
В последние годы вашингтонские политики, как правило, не успевают принять вовремя ни NDAA, ни общий федеральный бюджет. Из-за накала противостояния республиканцев и демократов слушания в Сенате регулярно затягиваются.
Парламентарии не уложились в сроки и в этом году – финансовый год в США начинается 1 октября. На этот случай в Соединенных Штатах есть практика «продлеваемых резолюций», принимаемых как отдельный закон. Такой документ временно продлевает финансирование текущих программ и окладов в отсутствие актуального бюджета. Нынешнюю резолюцию, узаконившую расходы Вашингтона до 16 декабря, приняли 30 сентября под самый конец дня.
Еще 14 июля текущий NDAA прошел голосование в Палате представителей. Впереди Сенат, согласование разночтений между версиями двух палат парламента, далее – подписание президентом. В идеале Вашингтону необходимо получить ясность по оборонному бюджету до выборов в Конгресс, которые состоятся 8 ноября. Однако, скорее всего, американские политики не смогут этого сделать.
Ситуация складывается непростая. Весной этого года администрация Джозефа Байдена предлагала заложить в бюджет порядка $814 млрд в качестве расходов на оборону (из них Пентагону предназначались $773 млрд, а остальное – сторонним ведомствам, в первую очередь Минэнерго). Обычно Конгресс из лоббистских соображений утверждал сумму, немного превышающую запрос исполнительной власти.
Сейчас становится ясно, что бюджет, подготовленный президентской администрацией за зиму, уже критически устарел – в первую очередь из-за уникально высокой, непривычной для Штатов инфляции.
Ее уровень резко подскочил летом 2021 года и на данный момент составляет порядка 8-9%. Американское общество, напротив, привыкло к инфляции, не превышающей 2%. К этому добавились незапланированные расходы на военную помощь Украине. Бюджет на 2023 финансовый год потребует новых затрат – уже на закупку оружия для американской армии (взамен вооружений, переданных Киеву со складов ВС США).
Летом Палата представителей одобрила верхнюю планку бюджета Пентагона в $810 млрд. Однако все громче раздаются голоса, что этого не будет достаточно.
Возможно, общие объемы NDAA достигнут $850 млрд. Это на сотню миллиардов больше, чем во времена Трампа, которого демократы обвиняли в безумном милитаризме и недостаточном финансировании социальных нужд.
Приоритеты NDAA: перевооружение армии и противостояние с Китаем
На что пойдут столь астрономические суммы? В первую очередь – на компенсацию инфляции через увеличение расходов на оборону. Конкретным средством для этого станет рост стоимости закупочных контрактов, а также индексация денежного довольствия.
Если говорить о закупках вооружений, приоритетом станет приобретение и разработка перспективной авиатехники, новых кораблей для флота, обновление ядерной триады, а также разработка современных неядерных ракетных комплексов для сухопутных войск и авиации. Значительные вливания получит космическая программа – Космические силы в США уже формируются как отдельный род войск. Сейчас они борются за компетенции со старыми структурами. Новое ведомство уже получило связь и противоракетную оборону, но NRO (National Reconnaissance Office — малоизвестное агентство космической разведки, созданное в 1960 году; в частности, отвечает за американские «спутники-шпионы») намертво держится за разведку.
Все может измениться из-за событий 2022 года, но в оригинальном варианте NDAA приоритет в финансировании отдавался не Украине, а Индо-Тихоокеанскому региону. Именно там планировалось создание современной инфраструктуры для противостояния Китаю.
Несмотря на обострение отношений Вашингтона с Москвой, именно Пекин остается главной долгосрочной целью США. Американские военные настаивают, чтобы «кризис с Россией» не дал «отвлечь усилия от китайского направления». Так, в NDAA предлагается включить затраты на формирование специального органа – «China Grand Strategy Commission». Это ведомство будет отвечать за выработку «большой стратегии» противостояния Вашингтона Китаю. О «Russia Grand Strategy Commission» никакой речи не идет.
Ожидается, что главным мотивом NDAA станет акцент на разработку новых вооружений. Кроме того, американские военные планируют провести масштабные списания имеющейся техники, чтобы сэкономить средства на эксплуатации. Например, Пентагон предлагает частично снять с баланса ВС США знаменитый истребитель пятого поколения F-22A «Раптор», так как «в противном случае не получится найти средства на реализацию программы создания нового истребителя».
Впрочем, это может быть и лукавством. Пентагон часто прибегает к манипуляциям: военные заявляют, что не смогут отыскать средства на разработку критически важных новейших вооружений, не «разобрав» на запчасти уже имеющиеся. В результате обеспокоенная общественность одобряет затраты бюджета и на то, и на другое (однако встречались случаи, когда такая тактика не срабатывала).
Итоговый оборонный бюджет, как обычно, будет построен на компромиссах. Однако он явно не удовлетворит ни «ястребов», ни «голубей».
Первые, скорее всего, заявят, что вместо необходимого подъема экономики они получат в лучшем случае «плоский бюджет» (так называют бюджет, который может лишь компенсировать инфляцию, но не способен обеспечить финансовый рост), а в худшем – экономический спад.
Вторые – что рекордные, поистине астрономические траты США на оборону неизбежно заберут финансирование у социальных программ, разрекламированных демократами при «воцарении» в Белом доме.