Проблемы на мировом рынке нефти коснулись и Казахстана – одного из крупных игроков на этой площадке. Свои проблемы они испытывают и здесь, предпринимая маневры для обхода рисков и получения большей прибыли.
А забот у Астаны хватает. С марта начались проблемы с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), который является крупнейшим международным нефтетранспортным проектом с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний. Это объединение было создано ради строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км.
Если сначала на мировой нефтяной рынок влияли геополитические процессы 2022 года, то с началом весны на цену чёрного золота оказывает своё давление и природа тоже. В марте именно природные катаклизмы остановили работу морского терминала в Новороссийске – важного звена в системе КТК.
Природа против нефтяного экспорта
22 марта стало известно, что консорциум прекратил отгрузку нефти. Такое решение приняли в связи с аварией на выносных причальных устройствах (ВПУ), причиной которой стал тогда аномальный шторм у побережья Новороссийска. Причём стоит отметить, что консорциум обращался к иностранным поставщикам за расходным оборудованием. Было это за месяц до аварийной ситуации. Но ни до санкций, ни после них необходимое не доставили.
Отдельно скажем, что Каспийский трубопроводный консорциум управляет нефтепроводом, куда поступает сырьё из России и Казахстана, также он занимается работой морского терминала. После поступления нефти в морской терминал её загружают на танкеры и отправляют за рубеж. А значит, перебои на одном из главных и крупнейших нефтяных комплексов отражаются негативно на мировом рынке энергоресурсов.
Не успел КТК после всех необходимых работ вновь запустить процесс поставок нефти, как 22 августа консорциум вновь временно приостановил использование двух из трёх ВПУ на морском терминале в связи с повреждениями.
В распространённом администрацией компании релизе говорилось, что в августе при плановых работах по техобслуживанию системы оборудования ВПУ-1 и ВПУ-2, которые проводили водолазные группы, «были обнаружены трещины в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести». По этой причине КТК сократил прокачку нефти через Россию в начале августа. Ремонт проводился также на трубопроводе, идущем от Тенгизского месторождения в Казахстане. На месторождении Кашаган остановили добычу нефти на это время.
Администрация КТК обратилась тогда в компанию Imodco, производящую ВПУ, а также в контролирующее безопасную эксплуатацию устройств классификационное общество ABS, которые «настоятельно рекомендовали приостановить эксплуатацию ВПУ до замены танков плавучести». В классификационном обществе связали повреждения с критическими метеоусловиями зимой 2021-2022 гг. Причём в КТК напомнили, что «именно аномальные штормы» повредили секции плавучих шлангов в марте нынешнего года.
Помимо технических причин вмешались ещё и судебные разбирательства. Приморский районный суд Новороссийска в начале июля вынес постановление о приостановке работы КТК на месяц. Ространснадзор выявил экологические нарушения на производственных объектах консорциума. Такие последствия имела крупная техногенная авария в марте. Лишь месяц спустя суд изменил решение с приостановки работы КТК на выплату штрафа в размере 200 тыс. руб.
В консорциуме опасаются, что все эти проблемы приведут к уходу инвесторов из проекта.
Астана рапортует о преодолении кризиса, но все же ищет новые маршруты для своей нефти
На минувшей неделе министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил, что КТК уже в октябре возобновит работу в полном объеме. «Ввиду ремонтных работ на Кашагане работы одного выносного причального устройства КТК достаточно для текущих объемов. Полноценная работа Каспийского трубопроводного консорциума ожидается в октябре текущего года», − отметил в заявлении министр.
В то же время возникшие проблемы заставили власти Казахстана искать новые маршруты. Президент РК Касым-Жомарт Токаев распорядился найти новые пути для экспорта нефти потребителям. Он поручил «КазМунайГазу» разработать возможную схему использования Транскаспийского маршрута, чтобы экспортировать энергоносители, а также усилить мощности нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь. В России такие намерения расценили критично как попытку обойти российскую территорию.
Ситуация предполагает разные версии, особенно с учётом решения стран ОПЕК+, попытками Вашингтона конкурировать с Москвой в Старом Свете, общемировым топливным кризисом.
Думается, следует без предубеждений относиться к поискам нефтяниками Казахстана альтернативных путей уже хотя бы потому, что через РФ идёт практически вся основная масса нефти РК. Согласно открытым данным, 80% нефтяного экспорта Астаны идет именно этим транзитным путём. Только за прошлый год «по КТК поставили 60,7 млн тонн казахского черного золота из трех месторождений – Карачаганака, Кашагана и крупнейшего из прикаспийских Тенгиза».
Но было бы удивительно, если бы все эти частые остановки работы КТК и нефтеналивного терминала в Новороссийске естественным образом не встревожили власти Казахстана.
Как сообщили анонимные источники агентства Reuters, нефтяные компании страны с начала осени уже используют альтернативные пути поставки нефти покупателям в Евросоюзе. Так, казахско-американская объединенная корпорация «Тенгизшевройл» только за октябрь планирует поставить 1 тыс. тонн сырья в Финляндию цистернами по железной дороге. В данном предприятии есть акции американских Chevron (50%) и ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), также сюда входит госкомпания «Казмунайгаз» (20%) и структура российского «Лукойла» Lukarco B.V. (5%).
Также есть информация, что нефтяная компания Total & Dunga намеревается до конца текущего года отгрузить до 200 тыс. тонн нефти через каспийский порт Актау, чтобы заполнить трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, который перекачивает азербайджанскую нефть через Грузию в турецкий порт Джейхан. Ранее Reuters уже сообщало о планах Астаны продавать 1,5 млн тонн нефти в год через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) в обход России, мощность которого летом была ограничена работами на терминале «Сангачлы». Также иностранцы сообщили о якобы имеющейся договорённости на 2023 год о поставках Казахстана еще 3,5 млн тонн нефти по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский порт Супса на Черном море.
Технический казус, но не только…
Но мало того, что все эти объемы не идут ни в какое сравнение с потоком, перебрасываемым по КТК, так еще есть на пути использования нефтепровода БТД технический казус. БТД рассчитан на прокачку лёгкой (и более дорогой) нефти Azeri Light, а в Казахстане добывают более сернистую и тяжёлую нефть сорта Brent. Потребуется отдельная договорённость Баку и Астаны, ведь при смешивании двух сортов нефти в одной трубе качество будет теряться. А значит, РК могут выставить более высокие тарифы, и уже возникает вопрос о рентабельности подобных поставок.
Напомним, в июле Касым-Жомарт Токаев среди альтернативных путей назвал Транскаспийский маршрут самым приоритетным. Как известно, это международный транспортный коридор, который пролегает по территориям Китая, Казахстана, акватории Каспийского моря, Азербайджана, Грузии и далее направляется в Турцию и страны Европы.
Такая переориентация экспортных потоков может отчасти привести к прямой конкуренции с российскими углеводородами, например, в направлении КНР. Ведь Пекин сейчас закупает нефть у Москвы по дисконтным расценкам. В этом случае Астане придётся снижать цену своего чёрного золота ниже себестоимости добычи, а это невыгодно.
Да и все альтернативные пути транзита нефти в сумме дают объём, несопоставимый с поставками Казахстана через КТК. Так что даже если новый маршрут поставок казахской нефти заработает на полную мощность, это не сможет нарушить общую направленность экспорта топлива РК. Да и повлиять на отношения Москвы и Астаны такие поиски выгоды всерьез не могут.