Кампанию по обязательной регистрации граждан при помощи дактилоскопии в стране планировали запустить ещё в 2021 году, но она была перенесена на январь 2023-го «в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране и мире». А на днях стало известно, что её отложили ещё на год, но уже по причине «недофинансирования бюджетных средств», о чём сообщил журнал LS со ссылкой на МВД.
Однако у экспертов на этот счёт другое мнение: они уверены, что государство элементарно не готово к внедрению столь сложных технологий, не говоря уже об обеспечении безопасности соответствующих данных. Плюс – это слишком дорогое удовольствие, которое, на их взгляд, неуместно в условиях непростой экономической ситуации. В свою очередь граждане опасаются возможной утечки информации, которая может быть использована в преступных целях, фальсификаций, ложных обвинений, к тому же видят в этих мерах попытку тотального контроля со стороны властей и вторжение в личную жизнь.
Тогда как инициаторы нововведений ратуют за создание единой базы данных отпечатков пальцев, прежде всего, с целью снижения уровня преступности и эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом. По их мнению, имея дактилоскопическую информацию на руках, правоохранительные органы смогут быстрее находить преступников, пропавших людей и раскрывать сложные дела. При этом они заверяют, что такая база данных не нарушает прав граждан, а, напротив, предоставляет им дополнительные преимущества и позволяет чувствовать себя более защищёнными.
Напомним, что Закон РК «О дактилоскопической и геномной регистрации», согласно которому все казахстанцы старше 16 лет должны предоставить свои отпечатки пальцев для хранения в государственной базе, был принят ещё в 2016 году, но толком до сих пор не вступил в действие. Что этому мешает? В состоянии ли государство в принципе осуществить такой серьёзный проект? И если да, то какая от него будет польза и какой вред? Слово экспертам.
Дана Утеген, заместитель директора Высшей школы права КазГЮУ имени М.С. Нарикбаева, директор филиала Digital Rights Center Qazaqstan в Астане:
«Персональные данные могут оказаться в общем доступе либо быть проданы»
— Необходимость биометрической идентификации, связанной с вступлением в силу Закона «О дактилоскопической и геномной регистрации», обозначена следующими целями: обеспечение безопасности, пограничный контроль за пересечением границ иностранными гражданами, противодействие терроризму, обеспечение эффективного уголовного расследования, розыск без вести пропавших лиц, установление личности неопознанных трупов, родственных отношений разыскиваемых или устанавливаемых лиц. Применение же геномной информации в том числе способствует высокой роли в практике вынесения оправдательных приговоров в отношении осуждённых по ошибке лиц.
Обеспокоенность среди гражданского общества относительно внедрения биометрической идентификации связана с повсеместным сбором биометрических данных, а также с вопросами их сохранности и безопасности. Потому как, согласно Закону, к обязательной сдаче отпечатков пальцев подлежат все граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства старше 16 лет. Касательно геномной регистрации следует оговориться, что только определенная категория граждан будет подпадать под неё: лица, осуждённые за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, неустановленные лица по нераскрытым тяжким или особо тяжким преступлениям, неопознанные трупы.
Риски, связанные с утечкой персональной информации из баз данных государственных органов и частных организаций, действительно есть. Свидетельством тому служит громкий инцидент, который случился в 2019 году, когда личные данные 11 миллионов казахстанцев попали в свободный доступ. Крупные утечки также наблюдались из баз Генеральной прокуратуры, медицинской системы Damumed. Известен ещё случай выставления на продажу доступа к серверу с резервной копией базы данных АО «Казпочта». В открытом доступе оказались ФИО, номера телефонов, индивидуальные идентификационные номера, запросы на кредиты, депозиты, денежные переводы и другая информация о сотрудниках. Стоимость составляла — 25 тысяч долларов США.
Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio:
«Низкое доверие граждан к биометрии может помешать её реализовать»
— Внедрение технологий всегда должно решать одну главную задачу — ускорять бизнес-процессы, тем самым повышая эффективность работы отдельного сотрудника или предприятия в целом. При этом обязательным условием состоятельности нововведения является сохранение, а в идеале повышение уровня защищённости от ошибок и мошеннических действий. Обладает ли подобным потенциалом технологии использования биометрических данных? Попробуем разобраться.
С точки зрения ускорения бизнес-процессов — на сто процентов да, потому что наличие возможности дистанционной идентификации личности позволяет убрать необходимость физического присутствия в месте предоставления коммерческих или социальных услуг. Только одно это дает предприятиям возможность повысить эффективность за счёт увеличении объёма оказываемых услуг, уменьшения численности требуемого для общения с клиентами персонала, а также сокращения расходов на офлайн-сеть представительств.
Биометрией уже пользуется банковский сектор РК. И, как показывают исследования, окупается внедрение таких технологий в течение года. Разумеется, спектр применения биометрической идентификации не ограничивается банковскими услугами. Он может быть гораздо шире — это и брокерские услуги, в том числе с криптовалютой, и юридические, и государственные, и страховые. Так что к коммерческой стороне использования биометрии претензий практически нет — это эффективная технология с большим потенциалом.
Зато есть вопросы к безопасности данных технологий, потому что при их широком распространении защищенность и сохранение оригинальности биометрических данных становятся критически важными. Понятно, что реализовываться эти технологии будут через создание государственной базы данных, к которой для сравнения станут обращаться другие организации. Но сможет ли государство защитить эту базу от злоумышленников? Очень хотелось бы в это верить, однако даже крупнейшие IT-компании, которые тратят сотни миллионов долларов на защиту, регулярно отчитываются о взломах и утечках клиентских данных.
Поэтому, несмотря на всю перспективность технологий использования биометрических данных, внедрение её должно происходить с очень большой осторожностью. Поскольку центральным элементом этой системы будет государство, то на каждом новом этапе оно должно сначала гарантировать безопасность инфраструктуры и только потом давать возможность организациям применять эти технологии. В противном случае доверие граждан к биометрии будет настолько низким, что это не позволит её реализовать.
Данияр Наурыз, журналист:
«Это очередной этап ограничения прав и свобод жителей Казахстана»
— Всеобщее дактилоскопирование населения — это признак тоталитарных стран вроде фашистской Италии времён Бенито Муссолини. Таким образом государство, руководимое индивидами и классами со своими субъективными интересами, вторгается в биологическую сферу, являющуюся прерогативой объективной природы. Так, 13 апреля 2013 года Европейский суд по правам человека постановил, что хранение отпечатков пальцев в базе данных, используемой следователями для борьбы с преступностью, нарушает неприкосновенность частной жизни, которую гарантирует статья 8 Европейской конвенции по правам человека.
Возьмём, скажем, такую ситуацию. Законопослушный гражданин А оставляет свои отпечатки пальцев в комнате, где через некоторое время правонарушитель Б, предусмотрительно надевший перчатки, совершает преступление. Возникает вопрос: кого задержит полиция в качестве подозреваемого, если будет использована база данных с отпечатками пальцев всех граждан? Есть и технологический аспект данной проблемы. Например, злоумышленник может изготовить поддельные отпечатки пальцев, накладываемые поверх его настоящих, перед прохождением процедуры обязательного дактилоскопирования.
Существует и серьёзная опасность со стороны киберпреступников. К примеру, в августе 2019 года был выявлен факт взлома британской базы данных отпечатков пальцев и других биометрических сведений более одного миллиона человек. Очевидно, с нашей безалаберностью в области науки и техники подобные риски ещё более возрастают.
Антигуманное всеобщее дактилоскопирование — это очередной этап ограничения прав и свобод жителей Казахстана. Одним из предыдущих этапов этого ограничения была всеобщая регистрация номеров сотовых телефонов, которая в первую очередь облегчает тотальную слежку за населением со стороны правоохранительных органов. Также эта процедура выгодна крупным рекламным агентствам, торговым компаниям и так далее, которые скупают базы данных абонентов телекоммуникационных компаний для более адресного охвата своей клиентуры. А пресловутые наркобароны и террористы, против которых якобы направлена эта процедура, запросто пользуются СИМ-картами подставных лиц для телефонных переговоров и виртуальными иностранными СИМ-картами для мессенджеров.
Если же взять более глубокий аспект ограничения прав и свобод населения, то январская трагедия была кровавой иллюстрацией незрелости нашего общества в этом отношении. Двухмиллионный город Алматы оказался игрушкой в руках кучки вооружённых негодяев, и часть жертв тогда составили мирные жители. Почему? Да потому что наши граждане в массе своей безоружны. Скажем, в Молдове, Эстонии или Швейцарии подобное кровопролитие не происходит в том числе из-за того, что тамошнее население в значительной степени вооружено и способно дать отпор преступным элементам.
Кстати, казахи в прошлом имели гораздо больше прав на оружие, чем нынешние безоружные по большей части жители Казахстана. Например, видный российский историк Алексей Лёвшин (Чокан Валиханов называл его «Геродотом казахского народа») в своей книге «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей», впервые вышедшей в свет в 1832 году, писал о законах Тауке-хана следующее: «Ни один киргиз не являлся в собрания народные иначе как с оружием. Безоружный не имел голоса, и младшие могли не уступать ему места»…
То есть здесь мы затрагиваем материальную сторону обеспечения прав и свобод человека. Среднестатистический житель нашей страны лишён права даже на травматическое оружие, а всеобщее дактилоскопирование населения и регистрация номеров сотовых телефонов является продолжением этой дискриминационной политики, но только в информационно-телекоммуникационной сфере.
Поэтому считаю, что прогрессивные силы нашего общества совместными усилиями должны воспрепятствовать внедрению всеобщего дактилоскопирования населения и способствовать отмене уже существующих ограничительных мер в области телекоммуникаций и самообороны. К слову, поднимаю я эту тему не только как журналист, но и в качестве специалиста, поскольку в 1998 году был автором лучшей работы по криминалистике на научно-теоретической конференции «Проблемы юридической науки в свете стратегии «Казахстан-2030», проведённой в Алматинском юридическом институте (высшая школа милиции) МВД РК.
Автор статьи: Сауле Исабаева