Половина банков в Киргизии уже отказалась от обслуживания карт «Мир», аналогичная ситуация в других странах Центральной Азии, а также в Турции и Вьетнаме. Между тем товарооборот этих стран с Россией постоянно растет, в том числе благодаря параллельному импорту санкционных товаров.
Введенные США после 24 февраля санкции против российской экономики коснулись в том числе национальной платежной системы и экспорта в Россию определенного вида товаров. Испугавшись американских вторичных санкций, многие страны стали заявлять, что не будут помогать Москве обходить западные санкции. Кроме того, как частные, так и государственные банки стали отказываться от работы с российской платежной системой «Мир».
Выступая перед депутатами, заместитель председателя Нацбанка (Центробанка) Киргизии Кайып Куленбеков сообщил, что почти половина киргизских банков стали отказываться от «Мира», поскольку в сентябре Министерство финансов США ввело санкции в отношении генерального директора Национальной системы платежных карт Владимира Комлева.
«Чтобы избежать вторичных санкций, примерно 10 наших банков приняли решение ограничить операции с картой «Мир». Мы не давали поручений банкам работать или не работать с этой платежной системой. Банки самостоятельно приняли решение на основе оценки рисков. Если будут введены вторичные санкции в отношении кыргызстанских банков, это может отразиться на их корреспондентских счетах. Ограничения могут коснуться и их корреспондентских счетов в зарубежных банках. В связи с этим деятельность банка может быть ограничена», – заявил К. Куленбеков.
Между тем Киргизия стала одной из стран, куда приехали тысячи россиян, испугавшихся мобилизации или стремившихся заниматься бизнесом в стране, которую не коснулись санкции. В Центральную Азию переместилась и часть бизнеса, который работает в первую очередь с западными компаниями, ему необходимо иметь беспрепятственный доступ к международным платежным системам.
От текущей ситуации страдают простые люди
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в интервью «Ритму Евразии» рассказал о мотивах частичного запрета российской платежной системы.
– Отказ банков в Центральной Азии от сотрудничества с платежной системой «Мир» связан только с боязнью санкций или с другими причинами тоже?
– Конечно же, основной риск, которого опасаются страны Центральной Азии, в частности Киргизия, – это вторичные санкции со стороны западных стран. Собственно, представители Запада недвусмысленно намекают, что «Мир» воспринимается как система, которая подпадает под санкции. Потому что эта российская платежная система способствует развитию торговли России с её партнерами, причем в обход платежных систем Visa и MasterCard.
Да, потенциальная угроза вторичных санкций есть. Пока еще никто из стран Центральной Азии на такие санкции не попадал, есть только предварительные заявления. И, объективно говоря, у тех банков, которые отказались от обслуживания карт «Мир», не такой большой баланс взаимодействия с западными странами, чтобы это реально повлияло на деятельность этих банков в Киргизии. Тем не менее некоторые банки отказываются от «Мира».
Ситуация на постсоветском пространстве в целом не сильно отличается от общемировой картины. Турецкие банки тоже были вынуждены отказаться от карты «Мир», потому что опасаются западных санкций. В целом для трудовых мигрантов платежная система «Мир» не являлась основным магистральным каналом для отправки денег из России к себе на родину. Как правило, существуют другие механизмы, в том числе и наличкой через границу везут, но в основном используя другие платежные системы.
– Представители Казахстана не раз говорили, что не будут помогать России обходить введенные санкции. Как рассматривать такие заявления от союзника?
– Там, где есть возможность зарабатывать деньги, Казахстан это делает. Там, где есть хотя бы какой-то риск получить западные санкции, старается лишний раз не рисковать. Получается, что у Казахстана такая «забавная» официальная позиция. С одной стороны, заявляется, что, мол, мы России никоим образом не помогаем обходить санкции и это для нас чуть ли не основной приоритет внешней политики. С другой стороны – параллельный импорт через Казахстан идет, и страна максимально капитализирует свою близость к России, в том числе для того, чтобы переносить к себе производство. В основном это касается того производства, которое было нацелено на рынок постсоветских стран. Есть примеры смены юрисдикции с российской на казахстанскую.
Напрямую эти действия не являются помощью России по обходу санкций, но фактически это именно так, Казахстан еще на этом зарабатывает. Понятно, что России хотелось бы получить от союзников и помощь, и содействие, особенно в тех аспектах, которые выгодны всем.
Та же карта «Мир» – это удобство для российских туристов. Например, для Турции это очень четко видно, турки пытаются найти какую-то замену, предлагают свою карту, свою платежную систему, но пока продвижений по этому вопросу нет. У российских туристов и бизнесменов, которые приезжают в регион, возникают сложности с транзакциями, с оплатой.
Соответственно, от текущей ситуации страдают простые люди, для многих закрывается вопрос туристических поездок. По релокации (перемещение на новое место жительство) – та же самая история. Люди сталкиваются с проблемами проживания в центральноазиатских странах из-за трудностей с использованием российских банковских карт.
– Такие действия можно рассматривать как нарушения союзнических обязательств?
– Если говорить в целом, то я бы не стал это рассматривать как нарушение союзнических договоренностей в рамках ОДКБ и ЕАЭС. Потому что у каждой организации вполне четкая специализация и про санкции там мало что сказано. Каждая страна сама выбирает, какую позицию выбирать, но все всё понимают и прагматично стараются соблюсти баланс. И сохранить возможности сотрудничества с Россией, и при этом не потерять свой имидж за рубежом.
Адаптироваться к экономическому кризису
Политолог из РФ Мария Лапенко в интервью «Ритму Евразии» пояснила, что заявления от центральноазиатских стран о помощи России хотя публично и звучат, в реальности торговля с Москвой только растет.
– Справедливо ли объяснение, что отказ от обслуживания карт «Мир» связан с боязнью западных санкций?
– Конечно, это объективно обусловлено тем, что банки боятся попасть в западный санкционный список, который ограничил бы их деятельность. Соответственно, они отказываются от национальной платежной системы России. Я не вижу здесь политических или каких-то других причин.
– Чиновники из Казахстана и других стран региона неоднократно заявляли, что не будут помогать России обходить западные санкции, зачем это надо было публично говорить?
– Именно для того, чтобы избежать санкций. Но есть же и другие способы осуществления финансовых операций. В частности, для россиян есть возможность использования системы денежных переводов «Золотая корона». То есть осуществлять перевод денежных средств не напрямую, а используя посредника в виде другой платежной системы.
Остаются и другие возможности для финансовых операций. Торговля с Россией же продолжается, полностью не блокируется взаимодействие Центральной Азии и России, такое вряд ли случится. Наоборот, товарооборот только растет в этом году. Всегда найдутся обходные пути.
– Как вы упомянули, в этом году значительно вырос товарооборот РФ со странами Средней Азии. С чем связан такой бурный рост?
– Сейчас заново выстраиваются логистические цепочки поставок тех товаров, с поставками которых возникли проблемы. В первую очередь речь идет о поставках оборудования, запчастей и деталей, разнообразной техники. Естественно, что новые транспортные пути и логистические цепочки затрагивают в том числе и страны Центральной Азии. Кроме того, осуществляется покупка бытовой техники, автомобилей, компьютеров, в основном эти товары идут из Казахстана и Киргизии, правда, они не местного производства.
Сейчас вот Россия обратилась к Индии с просьбой обеспечить поставки автомобильных деталей и различного рода технологических товаров, которые перестали в этом году поступать в РФ.
Поэтому использование в торговле появившихся возможностей – это достаточно экономически обоснованный шаг. Ограничение товарооборота с Европой и США привело к тому, что Россия и российский бизнес в целом стали искать и находить новых поставщиков, что способствовало значительному росту товарооборота.
– После украинского кризиса нужно ли России пересмотреть договоры с ЕАЭС и ОДКБ, поскольку нынешние союзники как-то двояко себя ведут?
– Я не думаю, что произойдут какие-то существенные изменения с точки зрения принципов деятельности указанных организаций. И у Евразийского экономического союза, и у ОДКБ есть четкие сферы ответственности. ЕАЭС – это экономическое взаимодействие, а ОДКБ – обеспечение безопасности. Однако, конечно, нужно извлечь определенные уроки из текущей геополитической ситуации, из украинского кризиса, с тем чтобы адаптировать международные организации к тем новым вызовам, которые возникают. Сделать это необходимо для обеспечения стабильного экономического взаимодействия и региональной безопасности.
Это не значит, что будет принципиальный пересмотр основополагающих документов об ЕАЭС, ОДКБ и других структур, в которых Россия играет ведущую роль. Но определенная адаптация необходима, уроки из экономического кризиса должны быть выучены и учтены. У этих организаций должна быть более устойчивая структура, которая бы помогала России справляться в том числе с технологическими вызовами.
* * *
Банки Казахстана получили разрешение на осуществление операций по платежным картам «Мир». Об этом вчера сообщило ТАСС со ссылкой на пресс-службу Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана.
«8 декабря 2022 года регуляторами было получено письмо от Управления по контролю за иностранными активами — подразделения Министерства финансов США (OFAC), в котором американское ведомство разъяснило, что не возражает против использования банковских карт системы «Мир» частными лицами, а именно гражданами, мигрировавшими из России в Казахстан, для совершения операций, обеспечивающих их жизнедеятельность», – говорится в сообщении.
Отмечено, что решение о подключении к системе «Мир» казахстанские банки принимают самостоятельно на основе собственных стратегий развития.
Вместе с тем Минфин США специально пояснил, что «операции с данной платежной системой останутся под особым контролем в целях недопущения ее использования для обхода антироссийских санкций».