В условиях фактического двуязычия, сложившегося в Казахстане, каждый человек вправе сам выбирать язык обучения для своих детей. Однако в последнее время всё громче звучат голоса тех, кто призывает ограничить это право, поскольку оно, мол, представляет угрозу сохранению национальной идентичности. Данной теме наше издание недавно посвятило публикацию «Кого раздражают казахские дети в русских классах?». Но задаются ли «раздражённые» вопросом: а почему количество представителей государствообразующего этноса, делающих выбор в пользу русскоязычного образования, не только не сокращается, но и растёт? Может, это связано с качеством обучения?
Часто можно прочесть, что учащиеся казахских классов составляют подавляющее большинство среди призёров международных предметных Олимпиад, выступающих под флагом нашей страны. Возможно, и так, но ведь это преимущественно те, кто получает знания в школах для особо одарённых детей (НИШ, бывшие казахско-турецкие лицеи, сегодня называющиеся иначе), на которые приходятся от силы два процента всего ученического контингента. Родители же в массе своей озабочены общим уровнем образования.
А потому куда более показательными являются результаты, показываемые казахстанскими школьниками во время тестирований, которые проводятся в рамках международных исследований. Во-первых, они достаточно репрезентативны, то есть отражают качество обучения во всём спектре учреждений среднего образования. Во-вторых, это так называемая внешняя оценка, а значит, заслуживающая доверия, чего не скажешь, например, о ЕНТ и прочих методах определения уровня подготовки учащихся внутри страны. Ведь мы, рядовые граждане, не знаем, насколько различается степень сложности тестовых заданий для учащихся казахских и русских классов, к тому же она, судя по значительным колебаниям среднего балла, из года в год меняется – это делается для регулирования количества будущих студентов, в том числе грантников.
Одному из таких международных исследований, PISA, наиболее известному, наше издание посвятило не одну публикацию. Итоги последнего тестирования, состоявшегося в 2022-м, пока не обнародованы – они должны появиться до конца нынешнего года. А вот что показали два предыдущих. В 2015-м разрыв между показателями учащихся русских и казахских классов в нашей стране составил: по читательской грамотности – 52, по математической – 35, по естественнонаучной – 50 баллов. За 2018-й данных в языковом разрезе по Казахстану в целом нет, но в отчёте по итогам исследования содержатся цифры, касающиеся двух главных мегаполисов страны. В Астане, то есть внутри одного города, разница между результатами русскоязычных и казахскоязычных школьников по трём названным видам грамотности составила соответственно 80, 46 и 75 баллов. Почти аналогичная ситуация была и в Алматы. Между тем, согласно методике PISA, разрыв в 30 баллов равнозначен отставанию в обучении на один год.
А теперь ознакомимся с результатами другого исследования, о котором мы прежде подробно не писали. Оно называется TIMSS, и его раз в четыре года проводит Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA). Это исследование охватывает учащихся 4-х и 8-х классов. Такой выбор объясняется тем, что первые оканчивают начальную школу, а вторые – основную (согласно градации, принятой во многих странах мира). Тестирование включают в себя проверку математических и естественнонаучных (науки о жизни и о земле, география, физика, химия, биология) знаний.
В 2015-м, как следует из Национального отчёта, который был подготовлен Информационно-аналитическим центром Министерства образовании и науки РК, разница в показателях, характеризующих уровень математических знаний, между учащимися 4-х классов с русским и казахским языками обучения составила 24 балла. Правда, в Карагандинской, Акмолинской, Костанайской и Южно-Казахстанской областях чуть более успешно прошли тестирование казахскоязычные дети, но во всех остальных регионах картина была обратной. А в некоторых из них разрывы в пользу учеников русских классов оказались значительными: в Павлодарской области – 85 баллов, в Алматинской – 74, в Актюбинской – 73, в Кызылординской – 56…
Что касается 8-классников, то у них разница в уровне математической подготовки между учащимися с разными языками обучения в целом по стране была меньше: русскоязычные превзошли казахскоязычных на 15 баллов. При этом в двух самых казахских областях республики, Атырауской и Кызылординской, разрыв намного превысил среднюю цифру – соответственно 128 и 49. Впрочем, в Северо-Казахстанской, где удельный вес «титульных» самый низкий, ситуация для них была тоже неутешительной – отставание на 53 балла. Единственный регион, где казахскоязычные учащиеся как 4-х, так и 8-х классов справились с тестами по математике лучше, чем русскоязычные, – это Карагандинская область.
Она же стала единственной, где среди детей, заканчивавших на тот момент начальную школу, больше баллов по естествознанию набрали ученики казахских классов – 555 против 542-х. Во всех остальных регионах преимущество, зачастую значительное, было на стороне их сверстников, получавших образование на языке Пушкина. Например, в Актюбинской области разница составила 93 балла, в Павлодарской – 90, в Алматинской – 78… А в целом по стране она достигла 39 баллов.
Ещё большей была разница среди 8-классников – 48 баллов, опять же в пользу учащихся русских классов. Во всех областях, включая ту же Карагандинскую, и в обоих городах республиканского значения русскоязычные школьники сдали тесты по естественным наукам (физика, химия, биология, география) лучше, чем их ровесники, получающие знания на казахском. Причём в десяти регионах из семнадцати разрыв составил 30 баллов и больше. Особенно внушительным он оказался в Атырауской (139), Павлодарской (121), Южно-Казахстанской (93), Северо-Казахстанской (89), Кызылординской и Актюбинской (по 73) областях.
Исследованием были охвачены все типы школ. Если брать отдельно так называемые смешанные, на которые ополчились радетели за «ана тілі», то в них ученики и 4-х, и 8-х классов с русским языком обучения показали более высокие результаты, чем те, кто занимается на казахском. Например, у тех, кто заканчивал начальную ступень школы, разница составила 24 балла по математике и 40 по естественным наукам. А у восьмиклассников – соответственно 8 и 45. Выходит, что в одних и тех же учебных заведениях дети, чьи родители выбрали образование на государственном языке, отставали от своих одногодков, уроки для которых проводились в соседних, но русских классах.
Следующее исследование TIMSS прошло в 2019-м. В нём, как явствует из Национального отчёта, от Казахстана приняли участие учащиеся 176 школ, которые представляли все 14 областей и три города республиканского значения (к тому времени Шымкент получил статус отдельного региона). Среди них были две «Назарбаев интеллектуальные школы», что в целом соответствует их удельному весу в общем количестве учреждений, дающих среднее образование. В отчёте отмечается, что во всех учебных заведениях удалось обеспечить высокий (99%) процент участия школьников. Исследованием были охвачены свыше девяти тысяч учащихся, из которых две трети ходили в казахские классы (такой же расклад был на тот момент и в целом по Казахстану). Иными словами, организаторы постарались добиться максимальной степени репрезентативности выборки. Тестирование проходило в период с 3 апреля по 15 мая, то есть в конце 2018/19 учебного года.
Ожидалось, что разрыв в знаниях между русскоязычными и казахскоязычными школьниками если не будет ликвидирован, то хотя бы сократится. Но не тут-то было – он, напротив, ещё больше увеличился. Скажем, среди учащихся 4-х классов разница в количестве баллов, набранных по математике, достигла 26 баллов, по естествознанию – 58 (четырьмя годами ранее она составляла соответственно 24 и 39). Среди восьмиклассников разрыв в математических знаниях увеличился с 15 до 23-х, а в естественнонаучных – с 48 до 52-х баллов. Для наглядности предлагаем таблицу.
В рекомендациях, подготовленных авторами Национального отчёта, говорится: «Значительное отставание обучающихся на казахском языке от сверстников, обучающихся на русском языке, свидетельствует о необходимости глубокого изучения этого вопроса. Целесообразно провести исследование причин такого отставания для планирования соответствующих мероприятий по его преодолению. Кроме того, требуется пересмотреть программы и качество вузовской подготовки педагогов, преподающих на казахском языке, содержание учебников по математике и естественнонаучным предметам».
Возможно, родители в массе своей не следят за результатами таких исследований. Но, видимо, какая-то часть пап и мам, в том числе казахов, неким эмпирическим путём приходит к выводу, что для их детей обучение на русском языке предпочтительнее – именно с точки зрения качества получаемых знаний. Единственный цивилизованный вариант изменения ситуации в пользу казахскоязычного образования – поднять его уровень, чтобы оно стало более конкурентоспособным и привлекательным…
Автор статьи: Жандос Асылбеков