В текущей реальности Казахстан оказался между «Сциллой» попадания под вторичные санкции США из-за сохранения сотрудничества с Россией и «Харибдой» разрыва со своим важнейшим экономическим партнёром и военным союзником, с которым у него самая протяженная сухопутная граница в мире.
Это вынуждает казахстанские власти искать и находить «оптимальные решения», как выразился один из местных политологов, огромного комплекса проблем, возникающих в силу сложившейся в данный момент геополитической ситуации.
Можно было бы выразиться и иначе, проведя аналогию с известной комедией положений «Слуга двух господ», однако, Россия на протяжении всей своей истории, начиная от вхождения Казахского ханства в состав Российской империи, никогда не относилась к южному соседу как к своей колонии.
На господскую роль претендует, причем небезуспешно, США и их «младший брат» Великобритания – оттого и попал Казахстан как кур в ощип и взыскует «оптимальных решений», – чтобы и рыбку сотрудничества с Россией съесть, и на кол американских санкций не сесть.
Таким способом какое-то время можно лавировать в стиле хитроумной «азиятской» дипломатии в духе Ходжи Насреддина, обещая встречным (РФ) и поперечным (США) все, что угодно – лишь бы не было войны в регионе, санкционной или, спаси Аллах, настоящей. А там, как известно, или «ишак», или «падишах» …
Но решить реальные экономические, энергетические, коммунальные и социальные проблемы страны таким хитрованским способом невозможно от слова совсем.
За примерами далеко ходить не надо.
«Нехватка воды бьет по сельскому хозяйству. Из-за роста цен на продукты питания под ударом оказалось не только социально-экономическое положение местного населения, но и продовольственная безопасность центральноазиатских республик.
В 2021 году засуха на западе Казахстана нанесла огромный удар по фермерским хозяйствам Мангистауской области – регион из-за массовой гибели скота превратился в “кладбище лошадей”. Аномальная жара накрыла и Кыргызстан. Больше всего тогда пострадала Чуйская область, где сосредоточено множество сельхозугодий. Нехватка поливной воды в Узбекистане привела к потере урожая и росту цен на сезонные овощи.
Прошлым летом фермеры Киргизии, Казахстана и Узбекистана также жаловались на обмеление рек и засуху. От воды зависит сельское хозяйство, доля которого в ВВП стран региона составляет от 10 до 45 процентов. При этом в нем занято от 20 до 50 процентов работоспособного населения.
Ситуацию усугубляют и “хронические болезни” региона, связанные с распределением воды и изношенностью инфраструктуры водоснабжения. Специфика водопользования Центрально-Азиатского региона заключается в том, что реки, питающие его сельское хозяйство, зачастую текут через несколько стран»,
На Центральную Азию надвигается засуха, что может привести к дефициту питьевой и поливной воды, сокращению посевов кормовых и бахчевых, снижению урожайности, дефициту электроэнергии. Уже сейчас во многих районах наблюдается рост цен на продукты, в том числе на сезонные овощи. Если подобная негативная динамика сохранится – под угрозой неизбежно окажется продовольственная безопасность региона.
Таджикистан и Киргизия больше заинтересованы в использовании водных ресурсов для выработки гидроэлектроэнергии, в то время как Казахстан, Туркменистан и Узбекистан используют водные ресурсы для ирригации. При этом территориям и государствам горных верховий выгоден максимальный сброс воды в энергодефицитное зимнее время, в то время как расположенные в низовий государства нуждаются в максимальном поступлении воды в летний период для орошения земель.
В силу разных подходов к разработке каждой страной региона экономических стратегий эти стратегии, опирающиеся на одни и те же водные ресурсы, находятся в жёстком противоречии. Любые национальные планы, составленные в отсутствие общерегиональной стратегии совместного использования водных ресурсов в условиях нарастающего маловодья, реализовать невозможно. Для этого нужно как минимум в полтора раза больше воды, чем имеется во всём бассейне Аральского моря.
На сегодня наличествуют два разных подхода к использованию водных ресурсов. Для Узбекистана, Казахстана и Туркмении предпочтительно, чтобы Киргизия и Таджикистан работали в прежнем режиме, регулируя сток в интересах нижележащих стран без какой-либо оплаты и компенсации. Другой подход, активно отстаиваемый Киргизией, – признать воду товаром с тем, чтобы страны низовьев платили за всю поставляемый им речные гидроресурсы. На эти претензии следует ответ, что вода – это «дар богов», а потому не может рассматриваться как товар.
Примирить «верхи и низы» бассейна Арала может лишь бартерная система, применявшаяся в Советском Союзе.
Понимают ли это в Ак-Орде, взявшейся строить так называемый «Новый Казахстан»? Трудно сказать определённо – может и понимают, но политической воли выстраивать долгосрочную комплексную стратегию в интересах всех стран региона, похоже, как не было при Елбасы, так и не появилось при его преемнике.
Между тем, воды-то нет, и скоро, как говорил небезызвестный гражданин Паниковский, скоро не будет совсем.
И вот едет посол независимого Казахстана в РФ Ермек Коршебаев в Волгоградскую область и начинает услаждать слух местного губернатора прелестями совместной приграничной мелиорации.
В ходе встречи дипломат заявил: «…Волгоградская область граничит с областью Казахстана. И Волгоград по границе с Казахстаном сейчас разрабатывает проекты мелиорации. Можно было бы сделать совместный проект: речь идет не только о том, чтобы почистить пограничную реку Торгун, но и о доставке воды из Волги (выделено нами – ВПА). Это очень интересно. Там, где будет мелиорация, – там будет решен вопрос кормовой базы, кормовая база дальше – это развитие животноводства».
Это называется – историческую память отшибло у посланца независимого Казахстана на фоне разразившегося и нарастающего маловодья и примкнувшей к нему засухи.
Наше издание резонно обращало внимание читателей, что подобных проектов было немало, и все они отвергались из-за огромного потенциального ущерба для России.
В Казахстане немало желающих пополнить водные ресурсы страны за счёт российских рек подобно тому, как решено пополнить газовый дефицит за счет российского газа, проложив транзитный газопровод из России в Китай через территорию Казахстана.
Но газ и вода – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Газа в России более чем достаточно, избыток.
Но вот водные ресурсы хоть и огромны – но не безразмерны. И переброска даже части их в Казахстан России, как мы опять-таки писали ранее, невыгодна и даже вредна.
Так что искать простые решения можно и даже нужно, но они никогда не будут панацеей от системного кризиса, который все глубже затягивает Казахстан в воронку событий, ведущих на кромку хаоса.
Но есть ли сложные решения, спросит любознательный читатель. Да, они есть. Это обретение реального суверенитета через возвращения казахстанскому народу богатейших природных ресурсов, находящихся сейчас во владениях транснациональных западных корпораций. Иного способа получить серьезные финансовые средства, необходимые для системных реформ национальной экономики, у Казахстана нет и не будет.