Парламентские выборы в Казахстане давно не баловали избирателей интригой. В большинстве своём они проходили скучно и предсказуемо, а потому значительная часть общества не проявляла к ним интереса. Изменится ли ситуация в этом году? Как считают эксперты, которые согласились в интервью нашему изданию поделиться своими ожиданиями от предстоящей электоральной гонки, есть ряд объективных предпосылок для оживления политической жизни в стране. Вопрос в том, воспользуются ли этим власть и оппозиция?
Толганай Умбеталиева, к.п.н., гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии:
«Нам нужен новый класс профессиональных политиков»
— Ожидать полноценных парламентских выборов, конечно, не стоит. Хотя Токаев и его команда постараются внести что-то новое в электоральную кампанию, в том числе с учётом политической нестабильности и усиливающихся претензий по поводу того, что в «Жаңа Қазақстан», мол, всё осталось «по-старому». Далее игнорировать запросы общества на кардинальные перемены уже не получится. Правда, пока не будут устранены слабые стороны избирательной системы, носящие хронический характер, парламентским выборам не суждено стать серьёзным политическим процессом. Эти болезни тянутся годами и никуда не денутся, если с ними не работать. Поэтому наряду с новшествами то и дело будут всплывать старые проблемы.
Безусловно, в ходе выборов политические оппоненты будут педалировать самые уязвимые темы, в том числе имеющий место быть конфликт с семьёй первого президента и жёсткую критику со стороны гражданских активистов тех решений, которые власть принимала во время январских событий. Хотя при грамотной информационной кампании и пиар-стратегии эту уязвимость можно обратить в сильную сторону. Посмотрим, что предложит команда Токаева и как в целом организует электоральный процесс. Вряд ли она будет рисковать, предлагая лишь косметические меры.
Понятно, что регистрация партий стала бы хорошим началом для формирования партийной системы, развитию политической конкуренции и, конечно, появлению именно класса профессиональных политиков. Но мы видим, что пока государственные органы не готовы пойти на такой шаг. Видимо, нужны еще другие доказательства для государства от желающих создать партии, чтобы получить официальный статус. К примеру, «играть по политическим правилам», которые устанавливают государственные органы. Но это не про политическую лояльность и не про соблюдение законов. Соблюдение законов — это само собой разумеющееся. Я говорю именно про «соблюдение политических правил»: умение вести политический диалог, договариваться, находить консенсус и т.д. К сожалению, у нас принцип «соблюдения политических правил» понимается автоматически как политическая лояльность или как полностью подчинение официальным политическим органам, ожидание от них политических инструкций, согласование с властью своих действий. Политические оппоненты начинают теряться на поле политической игры и в итоге полностью теряют себя, так как начинают вдруг хвалить власть, защищать ее и т.д.
Поэтому нам нужен, повторюсь, новый класс профессиональных политиков. И парламентские выборы должны стать инструментом по его формированию. Но для начала нужно решить множество связанных с этих проблем, решение которых прежде постоянно откладывалось. У нас есть лидеры общественного мнения, гражданские активисты, правозащитники, политические служащие, а вот профессиональных политиков, увы, пока нет.
Что касается интриги, то она будет заключаться в том, какую стратегию изберут оппоненты, насколько грамотно выстроят свои предвыборные кампании. На сей раз у них будет возможность выдвинуть кандидатуры для избрания по мажоритарной системе, но смогут ли они воспользоваться этим правом? Всё-таки мобилизация сторонников в социальных сетях и мобилизация электората — разные вещи. Впрочем, при любом раскладе участие в выборах независимых кандидатов станет реальным и очень серьёзным политическим опытом. И с этим опытом можно будет дальше работать: устранять слабые и усиливать сильные стороны, учиться создавать собственные команды и разрабатывать пиар-стратегии, продумывать информационные кампании, договариваться с конкурентами и т.д. Это очень интересно. Без такого опыта формировать в дальнейшем успешные предвыборные стратегии будет сложно.
Казбек Бейсебаев, политолог, экс-дипломат:
«Электоральная кампания будет активной за счёт одномандатников»
— Предстоящие выборы в парламент будут несколько отличаться от прошлых электоральных кампаний, которые представляли собой политический спектакль, где простым казахстанцам была отведена роль статистов.
Во-первых, тем, что часть депутатов будет избираться по одномандатным округам, а это значит, что у активных граждан появится реальный шанс попасть в мажилис. Знаю, что в ряде регионов такие граждане уже начали готовиться к выборам.
Во-вторых, партия «Аманат» уже не обладает властными полномочиями, которые имел «НұрОтан», и ей придётся по-настоящему бороться за голоса избирателей. Напомню, ранее акимы всех уровней (от сельских округов до областей) по совместительству возглавляли филиалы партии власти, соответственно на парламентских выборах стоял лишь один вопрос: сколько мест в мажилисе получат «нуротановцы» и сколько будет отдано их «спарринг-партнерам».
Вместе с тем, тревожит, что выборы всё ближе, а на политическом горизонте до сих пор не появилось обещанных новых игроков, кроме «экологов». По всей видимости, власти чего-то опасаются, раз не идут на введение уведомительного характера регистрации партий. Сегодня эта процедура продолжает оставаться сложной. Хотя именно избиратели должны определять, какие партии чего стоят.
Поэтому полагаю, что предстоящая электоральная кампания будет активной только за счёт одномандатников. Что же касается партийного строительства, то, судя по всему, власти хотят сохранить существующий статус-кво. Складывается ощущение, что, введя выборы в одномандатных округах, они сделали шаг вперед, а вот в плане появления новых партий — шаг назад.
Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики:
«В этом году будет сформирован более представительный парламент»
— Безусловно, предстоящие выборы должны пройти в соответствии с базовыми демократическими принципами, такими, как конкурентность и открытость. Власти и сами заинтересованы в том, чтобы они состоялись именно в таком ключе и чтобы в итоге как можно больше партий и сильных кандидатов-одномандатников сформировали мажилис парламента.
В этой связи необходимо отметить, что по инициативе президента страны предпринимаются системные меры по либерализации политической системы, усилению конкуренции и повышению роли граждан в управлении государством. В части выборов и избирательного процесса: появятся одномандатники (они будут претендовать на 29 мест), снижен порог прохождения политических партий в мажилис с 7 до 5 процентов, упрощена процедура их регистрации – для её прохождения достаточно иметь в своих рядах 5 тысяч членов, или в четыре раза меньше, чем прежде.
Разумеется, многое будет зависеть от самих партий и кандидатов-одномандатников, их политического потенциала, способности предложить гражданам интересные программы развития, качественно работать с избирателями. Думаю, у них было достаточно времени, чтобы подготовиться. Ведь о проведении выборов стало известно ещё осенью прошлого года, когда президент заблаговременно представил график будущих избирательных кампаний.
Понятно, что чем больше сильных игроков появится на политическом поле, тем более интересным будет избирательный процесс. Но при этом все новые партии должны строго соответствовать законодательным нормам. Так, любая из них может пройти регистрацию только в том случае, если выполнит все требования: помимо минимального количества членов в 5 тысяч, это наличие региональных представительств (в каждом из которых должно быть не менее 200 человек) и инициативной группы в 700 человек. Другое дело, что даже смягчённые регистрационные условия являются для некоторых партий сложно выполнимыми. Кроме того, их создание требует постоянной и системной организационной работы со своим потенциальным электоратом (встречи, агитационные мероприятия и т.д.), чем далеко не все могут похватать.
На мой взгляд, три партии, сегодня представленные в парламенте («Аманат», «Ақ жол», НПК), обладают преимуществом в силу уже имеющихся административных, кадровых и финансовых возможностей, в том числе наличия устойчивой сети филиалов во всех регионах, а также высокой степени узнаваемости в обществе. Что касается «Ауыла» и ОСДП, то в определённой степени они протестировали себя и попытались «раскрутить» свои партийные проекты во время недавней президентской кампании. А вот новым партиям предстоит в сжатые сроки мобилизовать свой электорат, чтобы рассчитывать на прохождение в мажилис. Об участии в выборах уже заявила недавно зарегистрированная экологическая партия «Байтақ». На стадии регистрации, как было заявлено в Минюсте, находится «Республика». Возможно, ещё кто-то из участников президентской гонки сможет зарегистрировать свою партию (например, Мейрам Кажыкен с проектом «Ынтымақ»).
Есть основания полагать, что в отличие от прошлых электоральных кампаний, когда традиционно, начиная с 2012-го, только три партии проходили в мажилис, в этом году будет сформирован более представительный парламент (возможно, в него попадут 4–5 партий) с присутствием большого количества сильных депутатов-одномандатников. Думаю, «Аманат» сохранит лидерство (набрав порядка 40-50 процентов), но при этом количество его представителей в мажилисе уменьшится. Такого явного доминирования, как было раньше, теперь не будет. То обстоятельство, что президент покинул ряды «Аманата», не может не сказаться.
Что касается других партий, то, как я сказал, более весомые шансы у «Ак жола» и НПК ввиду уже наработанной электоральной базы и имеющихся ресурсов. Задача остальных – постараться собрать вокруг себя определённый электорат и нарастить его. На их стороне, в частности, будет играть такой фактор, как усталость избирателей от «старых оппозиционных партий».
Интрига будет заключаться в том, как распределятся голоса между двумя указанными группами партий. Пока больше шансов у тех, которые сегодня имеют своих депутатов в мажилисе. Если мы увидим сильную агитационную кампанию со стороны новых партий или старых, но не представленных в парламенте, то, ситуация, естественно, может поменяться. Самое главное, чтобы выборы прошли в конкурентной борьбе и чтобы в результате был сформирован обновлённый парламент, способный отстаивать интересы своих избирателей и контролировать исполнительную власть.
Автор статьи: Сауле Исабаева