На VI Саммите «Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии» (СВМДА) 13 октября текущего года в Астане президент России в своем выступлении заявил, что нынешний Саммит проходит на фоне серьёзных изменений в глобальной политике и экономике. Вместе с другими азиатскими государствами Россия делает всё для формирования системы равной и неделимой безопасности, основанной на универсально признанных принципах международного права Устава ООН. По мнению российского президента, глобальный мир сегодня становится по-настоящему многополярным, и весьма заметную, если не ключевую роль в этом играет Азия, где крепнут новые центры силы.
Безусловно, Россия и Китай в настоящее время являются ключевыми игроками в новых условиях формируемого мирового порядка. И совершенно не случайно председатель объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли в ходе слушаний по военному бюджету, которые сейчас проходят в Сенате США заявил, что Соединенные Штаты сталкиваются лицом к лицу с двумя глобальными силами – Россией и Китаем, каждая из которых располагает значительными возможностями и стремится фундаментально изменить сложившийся и основанный на американских правилах мировой порядок. При этом, по его мнению, сегодня мировое сообщество вступает в эпоху, которая характеризуется нестабильностью и повышенным риском конфронтации между великими державами.
Анализ широкого спектра сценариев формирования нового мирового порядка показывает, что в рамках различных теоретических парадигм его основными характеристиками, при существенной вариативности подходов, являются несбалансированность системы международных отношений и маниакальное стремление США сохранить свое лидерство в мире любыми путями. Так, год назад в недрах Пентагона, в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) родился доклад под названием «Четыре сценария геополитического миропорядка в 2025–2030 годы: какой будет конкуренция великих держав?» (Four Scenarios for Geopolitical Order in 2025–2030: What Will Great Power Competition Look Like?). Доклад, посвященный Китаю как сопернику, был подготовлен группой по рискам и прогнозированию под руководством Сэмюэля Брэннена, директора программы по международной безопасности. В докладе американские эксперты описывают четыре возможных сценария, при которых может быть сформирован новый мировой порядок: Сценарий №1 «Серп и молот»: слабые США, сильный Китай; сценарий №2 «Инь и Ян» (сильные США, сильный Китай); сценарий №3 «Череп и кости» (слабые США, слабый Китай) и сценарий №4 «Звезды и полосы» (сильные США, слабый Китай).
Тогда, год назад, эксперты CSIS посчитали, что наиболее вероятным сценарием на предстоящее десятилетие будет не однополярный порядок или биполярное соперничество США и КНР, а свободная многополярность (a loose multipolarity) при лидерстве Штатов и слабости Китая, т.е. будет реализован сценарий №4 «Звезды и полосы». При этом они допустили, что относительная мощь США и Китая будет уравновешена влиянием Индии, Японии, Германии, Франции и Великобритании, а также других стран.
Следует заметить, что во всех предложенных авторами сценариях, отношения между США и Китаем представлены как взаимосвязанные, однако не имеющие однозначно положительных тенденций, но отличающиеся высоким уровнем конкурентности. Что касается отношений между Китаем и Россией, то, по мнению авторов, они не будут способны образовать стратегический альянс в противовес Соединенным Штатам.[2]
С момента опубликования этого доклада CSIS прошел год, в течение которого современная Россия не только выстояла в ожесточенном противоборстве с США и их партнерами, но и совместно с Китаем приступила к формированию новой архитектуры мира. Как результат, пересмотрели свое отношение к России и «наши американские партнеры». Так, в недавно опубликованном ЦРУ 150-страничном докладе для президента США американские аналитики представили пять новых прогнозных версий развития мировых событий на 20-летний период с упором на страны, которые являются ключевыми — США, Китай и теперь уже и Россию.[3]
В Центре среднесрочного и долгосрочного стратегического планирования Национального совета по разведке США (National Intelligence Council USA, NIC USA), а это аналитики 17 ведомств, включая ЦРУ, Госдеп, ФБР, АНБ и целого ряда других организаций, в качестве первой версии рассматривают «Ренессанс демократий», самый предпочтительный сценарий для Вашингтона, согласно которого к 2040 году Штаты сохранят позицию безусловного лидера, а Китай и Россия будут находится в глубокой стагнации.
По второй версии — через 20 лет мир разделится на пять закрытых блоков, которые возглавят США, Китай, Евросоюз, Россия и Индия.
Третья версия «Трагедия и мобилизация», в соответствии с которой к 2030 году складываются предпосылки глобальной катастрофы, связанной с заметным изменением климата и, как следствие, снижением урожаев и голодом. По этой версии роль лидера по выходу из глобального кризиса берут на себя США и Евросоюз, а альтернативным полюсом становятся нефтеносные государства — Иран и страны Персидского залива, действующие под эгидой России, при этом Китаю отводится второстепенная роль.
Четвертая версия «Конкурентное сосуществование» — это сценарий, при котором Россия остается ослабленной из-за низкой цены на энергоносители, а Китай и США к 2040 году занимают лидирующее положение в мире.
И, наконец, пятая версия «Дрейфующий мир», которая, по мнению американских аналитиков, является самой сложной и даже апокалиптической для США, т.к. в соответствии с ней Китай и Россия к 2040 году объединят свои усилия и станут единым мировым центром силы, в то время как США и Евросоюз потеряют свое влияние в мире.
Весьма примечательным является то, что во всех пяти версиях, предложенных аналитиками ЦРУ, Москва и Вашингтон не рассматриваются в качестве партнеров.
Таким образом, при очевидных различиях в подходах американских аналитиков из Центра стратегических и международных исследований CSIS и Центра среднесрочного и долгосрочного стратегического планирования Национального совета по разведке NIC USA, а также результатов анализа возможных сценариев противоборства великих держав за лидерство в мире, их объединяет несколько общих позиций: реальная очевидность турбулентных геополитических процессов в мире, наличие серьезных конкурентов за мировое лидерство в лице России и Китая и необходимость сохранения лидирующих позиций Соединенных Штатов.
При этом в настоящее время одним из признаков происходящих изменений становится не разделение мира на противоборствующие лагери, а приспособление стран к изменению условий, происходящему в результате конфликта ведущих держав. Конечно, сейчас ещё рано судить о том, каким будет мировой порядок в ближайшем будущем, однако убежден, что Западу рано или поздно придётся признать своё историческое поражение в борьбе за сохранение глобального доминирования.
Мысль о том, что многополярный мир будет формироваться постепенно, по мере того, как ведущие державы будут определять границы своих возможностей, весьма спорна. По крайней мере, события текущего года наглядно показывают, что центростремительные тенденции с участием России и ее партнеров создают условия поступательного и непрерывного движения в направлении многополярности, а США на этом фоне теряют не только свою привлекательность, но и, что самое главное, утрачивают свою конкурентноспособность в управлении миром.
В связи с этим хотел бы в качестве весомого аргумента привести слова патриарха американской дипломатии Генри Киссинджера о современном положении США и их влиянии на мировые дела. По его мнению, в современных реалиях «Соединенные Штаты не должны ставить под угрозу собственное величие, питая иллюзии относительно пределов своих возможностей». Сегодня Америка уже не обладает теми неограниченными возможностями, которые позволяли бы ей навязывать свою волю другим странам, и в силу этого попытки США спасти однополярный мир путем более тесного сплочения против России и Китая, неминуемо обречены на провал.
Очевидно, что мир уже вступил в, так называемую, полосу переходного периода, т.е. периода возросших рисков и угроз, когда США уже не могут управлять миром, а весь остальной мир не хочет, чтобы Штаты единолично принимали глобальные решения. Налицо известная формула революционной ситуации!
В силу этого, сейчас в западной экспертной среде ведутся активные споры относительно того, как долго будет продолжаться процесс неопределенности, вызванный трансформацией нынешнего мироустройства и что будет происходить на международной арене до окончательного установления многополярного мира.
Чтобы понять и оценить нестабильность и неопределенность современной мировой политической системы необходимо обратиться к исторической ретроспективе, в основе которой лежит, так называемый план Pax Americana, суть которого заключается в следующем: в 1918 году тогдашний президент Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсон представил «Четырнадцать пунктов» своего Плана об американском видении мира, обозначив его как — Pax Americana, который и определил дальнейший курс развития большой геополитики на десятилетия вперед. План Вильсона, с одной стороны, действительно приблизил Версальский договор, с другой стороны, как метко охарактеризовал его английский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Американский план – по своей сути — «карфагенский мир». Что имел ввиду Кейнс нетрудно догадаться, учитывая, что Карфаген, согласно изречения римского полководца Марка Порция Катона Старшего, как мы знаем, должен быть разрушен (Ceterum censeo Carthaginem delendam esse).
Так, что же в «Четырнадцати пунктах» плана Вильсона было такого, что они изменили расклад сил на планете?
Во-первых, план очень тщательно готовился в недрах организации, получившей название The Inquiry, а, следовательно, не был импровизацией американского президента.
Во-вторых, аналитики из The Inquiry на деньги Джона Рокфеллера и Генри Форда создали Совет по международным отношениям, который обозначил контуры Версальско-Вашингтонской системы, превративший Соединенные Штаты Америки в экономическую супердержаву «нового переделанного мира», а ее главным соперником сделал Россию.
В-третьих, американцы создали условия, при которых в новом «мировом сообществе» система международных отношений работала только на американские цели, главным образом, по перехвату глобальных рынков.
В-четвертых, и, пожалуй, самое главное, искусственный план Вильсона благодаря, в том числе, варварскому разделу Европы на новые государства, границы которых были прочерчены по живому на картах, посеял семена десятков межэтнических конфликтов, обрекавших мир на новые войны, которые, кстати, продолжаются и до настоящего времени.
При этом, правда, план Вильсона не включал в себя раздел России. Но аналитики The Inquiry советовали Вильсону отсечь от России как минимум Эстонию, Латвию и Украину, включая Крым. Как писал в то время американский дипломат, полковник Эдвард Хауз по поводу этих предложений аналитиков The Inquiry — «остальной мир будет жить более спокойно, если вместо огромной России в мире будет четыре России и одна Сибирь, остальное, поделенная американцами европейская часть страны».[4]
По моему мнению, фактически план Вильсона с небольшими вариациями является настольной книгой руководства Соединенных Штатов все последние 104 года.
Сейчас многие американские аналитики склонны считать, что в результате наступающих тектонических изменений мир может скатиться к бессистемности и хаосу. Они уверены в том, что, если Соединенные Штаты потеряют власть над миром, то миру грозит неопределенность, а систему международных отношений будет определять бесполярность, при которой власть будут определять не одно-два государства, а десятки акторов, способных оказывать различное влияние на положение дел в мире. При этом они по-прежнему убеждены, что в условиях переходного периода Вашингтон по-прежнему способен удержать в своих руках курс на более безопасный мир.
По моему мнению, ситуация бесполярности будет представлять собой принципиальное изменение в расстановке центров силы в мире. Более того, значение и роль ведущих суверенных государств будет неизбежно усиливаться по мере укрепления их взаимодействия.
В этой системе акторами многополярного мироустройства станут несколько крупных государств, включая Россию и Китай, которые основываясь на глубоком и тесном сотрудничестве, постепенно принимая форму мировых центров силы, будут определять меры доверия и создадут общие правила, основу которых составляют принципы мирного сосуществования государств.
Становится все более ясно, что в XXI веке система международных отношений подвергнется глубокой трансформации, которая изменит всю структуру мировой архитектуры. В этих условиях США не смогут в одиночку проводить в жизнь идеи однополярного мира и поэтому потеряют лидерство. Но мир не терпит пустоты, поэтому в условиях переходного периода от однополярного Pax Americana до формирования многополярного мира ведущие мировые державы должны сформулировать общие принципы и правила поведения, при которых будут задействованы механизмы, позволяющие определить мировые центры силы, каковыми, наряду с Соединенными Штатами, по праву уже становятся — Россия и Китай. Таков ход истории.