«Оружейный скандал» с Казахстаном: сколько стоит совесть?

Сетевой скандал вокруг непонятной «оружейной сделки» Казахстана с Британией через иорданскую «прокладку» вызывает все больше вопросов. С одной стороны, никого это, вроде бы, не касается: продает Казахстан оружие и боевую технику с боеприпасами — и продает. А если учитывать, что Россия сейчас проводит СВО на Украине? Тогда такие действия со стороны Казахстана — союзника России по ЕАЭС и ОДКБ выглядят странно, если не сказать хуже.

Маленькая, но большая ложь 

Ранее «МедиаНьюс» писал об этом скандале, поэтому заострять на нем внимание снова мы не будем. Поговорим о другом. 

Формально Казахстан не нарушил никаких правил, если даже предположить, что все изложенное в документах хакеров из группы «Берегини» (а это именно они выложили в открытый доступ документы, из за-которых скандал) — верно. ООН запрещает продавать оружие только Анголе, Камбодже, Ираку, Гаити, Либерии, Ливии, Сомали… В общем, странам, где постоянно воюют. Правда, нелегальным «торговцам смертью» на ООН явно наплевать, иначе оружия в тех местах просто не было бы. 

Правил, которые бы запрещали Казахстану продавать оружие и боевую технику той же Украине, тоже нет. По сути, на Украину поставлять оружие и боеприпасы ООН не запрещает. Поэтому в прессе и мелькают новости, вроде: «США передадут Украине столько-то ракетных систем», «Польша поставит Украине оружие на рекордные за последние 30 лет $470 млн» и тому подобные. Украина, скорее всего, именно потому не объявляет России войну, что прекрасно знает: после этого акта автоматы-танки-пушки она официально не получит. А значит, этой лазейкой сейчас может пользоваться, кто угодно. К тому же прямых доказательств того, что купленные в Казахстане оружие и боеприпасы получит именно Украина, тоже нет.  

Но не все так просто. «Берегини» на днях выложили вторую порцию «оружейных» документов. По сути, это было ответом Министерству индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Казахстана на то, что документы «Берегинь» — фейковые. МИИР заявил, что у еще одного фигуранта «оружейного скандала» — компании «Техноэкспорт» нет лицензии на такие сделки. Однако Телеграм-канал «Рыбарь» провел дополнительное расследование, и выяснилось: лицензию на «разработку, ремонт, переработку, приобретение и реализацию высвобождаемых боеприпасов, вооружения и военной техники, а также комплектующих и запасных частей» компания «Техноэкспорт» получила еще в 2013 году.

Кроме того, канал пишет:

«При этом 21 июля 2022 года генеральный директор «Техноэкспорт» Кужыбаев Берик Кенжахметович направил прошение в республиканское государственное предприятие Қазарнаулыэкспорт (КазСпецЭкспорт), входящее в уже упомянутое выше министерство индустрии и инфраструктурного развития, о включении компании в ограниченный список участников закрытых торгов по реализации неиспользуемого военного имущества и военной техники».  

А в «довесок» расследователи выложили сам текст официального запроса «Техноэкспорта», где обозначены все требуемые лицензии. Одна из них одобрена и Комитетом национальной безопасности Казахстана. Получается, что МИИР Казахстана умышленно, либо по незнанию сказал неправду? Как сказано в киноклассике: «Маленькая ложь рождает большое недоверие». 

В документах «Берегинь» фигурирует болгарская компания «BIO HRAN INVEST Ltd». На своем сайте компания пишет, что создана она в 2015 году «для обеспечения существующих заказчиков запасными частями и готовыми агрегатами для газотурбинных двигателей различного назначения». 

Далее на сайте сообщается (с сохранением орфографии и пунктуации):

«С 2016 года компания активно занимается поставкой ремфонда авиационных двигателей для их дальнейшего ремонта и установки на различные ГПА. В это же время компания активно нарабатывает клиентов и расширяет свой профиль. 
С 2017 года видя перед собой большое поле возможностей, компания расширяет свою деятельность и выходит на рынок авиационных двигателей и их ремфонда в целом. В контрагентах компании появляются не только контрагенты нефтегазовой отрасли но и авиакомпании, а так же авиаремонтные заводы.
В 2018 году компания получает разрешение на осуществление внешнеэкономической деятельности с продукцией двойного и военного назначения коими часто и являются авиационные двигатели. Начинается активное расширение собственного склада и запасных частей. Деятельность компании по-прежнему сводится исключительно к гражданскому применению авиационных двигателей и изделий для них».

Единоличным владельцем компании значится болгарский гражданин Пламен Йорданов, за которым числятся еще 6 компаний, которые оказывают торговые и посреднические услуги. Ну а директором «BIO HRAN INVEST Ltd» является человек с фамилией Денисенко. Техническим директором там значится некий Игорь Цыганков, а специалистом — Павел Бойко. Как видим, все трое — вовсе не болгары. Оборот компании в 2017 году был 53 000 болгарских левов (примерно 26 000 долларов США). В  2018 году оборот был еще меньше — 19 000 левов. И в 2019 году компании, что называется, «поперло»: 5 755 000 левов оборота. 

И вот эта компания внезапно решает купить у Казахстана боевые самолеты — многоцелевые истребители Су-27. «BIO HRAN INVEST Ltd», при этом, долго не могла получить международный импортный сертификат. Без которого купить военную технику невозможно. А когда сертификат оформили, выяснилось, что конечный получатель истребителей Су-27 — государство под названием Соединенные Штаты Америки.

Возникает вопрос: давно ли господ Денисенко, Цыганкова и Бойко вывели за штат Главного управления разведки Минобороны Украины? Или они до сих пор там числятся? Потому что вышеизложенную схему за последние полвека только совсем уж ленивый не использовал. 

Один взгляд назад

Наиболее крупным торговцем оружием в мире до сих пор остаются США. Во время советской военной помощи Афганистану американцы через сеть подставных фирм скупали в странах Варшавского договора советское оружие и боеприпасы, а потом — отправляли их афганским «моджахедам». А если вспомнить, что в Организацию Варшавского договора входили Болгария, Польша и Чехословакия, то удивительно ли, что их нынешние «капиталистические» правопреемницы находятся едва ли не на переднем крае этой торговли?

Как правило, за такими компаниями стоят офицеры военной разведки. В случае с США, впрочем, в деле участвуют сотрудники ЦРУ. Которые о своих коллегах из РУМО — Разведывательного управления Министерства обороны — всегда были невысокого мнения. Тем не менее, Пентагон в оружейных сделках также участвует. Регистрация подобных фирм стоит не более 1 000 долларов США, поэтому компаний-однодневок можно открыть сколько угодно — как в офшорах, так и в «обычных» странах. 

Ну а что касается конкретно болгар, то там есть свои традиции в этом бизнесе. Читатели наверняка помнят взрывы складов с боеприпасами в чешском Врбетице 16 октября и 3 декабря 2014 года. В них еще обвиняли российские спецслужбы. Потом выяснилось, что взорвались склады, которые принадлежали Imex Group — компании болгарского оружейного барона Петра Бернатика. У которого, в свою очередь, есть конкурент. Зовут его Эмилиан Гебрев — тоже болгарин. Он владеет компанией Emco. Гебрев же известен тем, что долгие годы был подрядчиком ЦРУ по доставке оружия из Украины и Чехии в Грузию, попутно делая гешефты на незаконной продаже этого же товара в Африку и Средний Восток. Россия давно включила Гебрева в «черный список» торговцев вооружениями. 

А теперь — самое главное. Все страны, которые сейчас передают Украине свои и чужие вооружения, состоят участницами Вассенаарских соглашений «Об ограничении передачи оружия странам с зонами конфликта» 1996 года. Болгария, например, присоединилась к этому документу в 2009 году. Но поскольку, как мы сказали выше, СВО России на Украине в ООН не признали конфликтом, это позволяет странам-поставщикам вооружений и боеприпасов использовать ситуацию по полной программе. 

Второй момент — из стран бывшего СССР Вассенаарские соглашения подписали только страны Балтии, Россия и Украина. Вообще для того, чтобы присоединиться к этому документу, страна должна производить или экспортировать не только вооружение, но и оборудование для его производства. Из неподписавших бывших советских республик, вооружение производит только Казахстан: в этом производстве там задействовано 31 предприятие. Узбекистан и Кыргызстан производят только патроны. В последнем также выпускают детали российских торпед «Шквал». 

В этом смысле, покупка вооружений и боеприпасов у Казахстана действительно не нарушает никаких законов. Кыргызстан тоже «засветился» в странных сделках с боеприпасами. Мы уже писали, что тунисская авиакомпания EXPRESS AIR CARGO переправила из Бишкека в Варшаву несколько комплектов советских противолодочных торпед СЭТ-53М.

Кроме того, надо иметь в виду, что «иорданская» и «болгарская» сделки Казахстана с вооружениями, самолетами и боеприпасами — это то, что удалось «засветить». Сколько провели сделок до этого — не знает пока никто. Есть и другой риск: еще 8 марта этого года официальный представитель Пентагона Джон Керби сообщил, что Украина получает оружие из 15 стран, включая США. Которые, судя по всему, чтобы скрыть истинные масштабы оружейных сделок во имя украинской «перемоги», используют и теневые каналы по методам, разработанным еще в годы «холодной войны».

Недавно американская компания CBS выпустила документальный фильм, в котором рассказала, что около 70% оружия, которое поставляют Украине с Запада, не доходит до театра военных действий. А это значит, что оно может попасть куда угодно. В том числе — запрещенным везде террористическим группировкам типа ИГИ Член палаты представителей Конгресса США Лорен Бойберт по этому поводу написала в своем «Твиттере»:

«Теперь, когда CBS показал это, то это совершенно нормально. Как бы там ни было, я рада, что факты сейчас стали известны. Большая часть помощи Украине – это мошенничество».

В любом случае, скандал с этими поставками будут спускать на тормозах. Потому что слишком многим невыгодно, чтобы он стал достоянием гласности. А что украинские и американские спецслужбы? Видимо, наученные горьким опытом взлома своих ресурсов, ГУР МО Украины перепрячет весь компромат на себя от греха подальше, а то и вовсе уничтожит. Ну а ЦРУ, скорее всего, переведет дух, и будет искать других поставщиков. Либо переведет отношения с прежними на более секретный уровень.

Что касается этической стороны вопроса, то сделки Казахстана по поставкам техники и боеприпасов ставят вопрос: а как это все выглядит с точки зрения союзнических отношений с Россией, о которых Нур-Султан заявляет едва ли не из каждого утюга? Уместно ли за спиной стратегического союзника торговать с его противником, да еще и через недружественную ему страну — США?

При любых раскладах, возникает очень много вопросов. Например: почему «иорданская» и «болгарская» сделка была тайными? До тех пор, пока на них не даны убедительные ответы, искренность заверений Казазхстана в дружбе с Россией вызывает серьезные сомнения.

P.S. Пока писался этот материал, стало известно, что Казахстан приостановит экспорт военной продукции до конца августа 2023 года. Как говорится, и то хлеб. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *