В условиях мировой турбулентности активизируется работа ОДКБ и ШОС как важнейших гарантов безопасности на евразийском пространстве. Одним из ключевых игроков в этих структурах остается Казахстан.
О том, какое место международные организации Евразии занимают в современной дипломатии Астаны, спросили у Советника директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК, кандидата исторических наук Аскара Нурши.
— Какие перспективы Республика Казахстан видит на настоящий момент в ОДКБ? В последнее время в медиа нагнетался негативный информационный фон о якобы готовящемся выходе Казахстана из организации
— При оценке роли ОДКБ во внешней политике РК нужно понимать предпосылки и базовые ценности. Что Казахстан видит в ОДКБ? Если проанализировать программные документы внешней политики, разработанные на заре независимости (в 1991-1992 годах), там ясно написано, что Казахстан намерен обеспечивать национальную безопасность посредством участия в механизмах коллективной безопасности.
Поэтому ОДКБ — это, прежде всего, нормальный инструмент для обеспечения национальной и региональной безопасности. Несмотря на все разговоры, заинтересованность Казахстана в развитии ОДКБ как никогда высока. Преемственность внешней политики Назарбаева, таким образом, сохраняется при Токаеве.
Сейчас мы наблюдаем динамику процессов в нашем регионе и вокруг него. Ситуация непростая: есть афганская тема, трансграничные угрозы и вызовы. В Казахстане понимают, что очень многие проблемы нельзя решить в одиночку.
Надо объединять усилия со стороны Азии, России, а также таких стран, как Армения и Беларусь. Если понаблюдать за практикой, то Казахстан во внешней политике стремится привлечь внимание ОДКБ к Центрально-Азиатскому региону. Понятно, что интересы субрегиона имеют для нас высокий приоритет.
Но в более широкой перспективе — Казахстан является членом СНГ, ШОС, процессов евразийской интеграции — есть понимание, что необходимо объединять усилия с государствами макрорегиона для обеспечения безопасности всего постсоветского пространства. Естественно, в этом плане альтернатив ОДКБ нет.
— Как Вы оцениваете деятельность ШОС, учитывая недавнее расширение организации?
— ШОС изначально возник как механизм военного доверия на границе Центральной Азии и Китая. Со временем страны-участницы начали наполнять деятельность ШОС другими инструментами: появилась экономическая корзина, «борьба с тремя силами зла» и т.д. Члены ШОС увидели в ней не только потенциал для региональной безопасности, но и механизм развития торгово-экономических отношений.
Естественно, к ШОС стали проявлять интерес и другие страны. В итоге ее функции разрастаются. Из субрегионального союза ШОС развилась в организацию широкого профиля и постепенно превращается в глобального игрока.
Усложняются взаимоотношения внутри организации, так как ее членами становятся государства, между которыми есть внутренние противоречия. Гармонизация этих интересов — задача сегодняшнего и завтрашнего дней. Несмотря на противоречия, мы видим заинтересованность стран в организации. Мы видим интерес к вступлению в ШОС со стороны Беларуси, а на последнем саммите был запущен процесс по Ирану.
Понятно, что разные страны видят в ШОС инструмент реализации своей национальной политики, попытаются использовать ее в своих интересах.
— Какие перспективы открываются для Астаны в связи с изменением формата ШОС?
— Казахстан сейчас создает в регионе целую сеть организаций, в которых видит важный инструмент региональной безопасности. Я также думаю, что здесь открываются большие возможности для торгово-экономического партнерства. Это возможность укрепить субъектность стран региона в глобальной повестке, обеспечить устойчивость региональных отношений.
Мы видим попытки отдельных стран использовать потенциал ШОС в конкуренции глобальных держав, стремление к геополитизации ее деятельности. С другой стороны, есть и противоположная тенденция к заземлению ШОС на региональный процесс. Я думаю, что так будет происходить, исходя из наличия различных интересов. Это объективный процесс.
И, с точки зрения Казахстана, если организация будет работать на конструктивное взаимодействие, это, в целом, отвечает нашим интересам. По большому счету, это часть нашей многовекторной внешней политики.
Источник информации: ia-centr