Сегодня мы наблюдаем вооруженное противостояние в различных странах мира, что предопределяет необходимость обеспечения безопасности, стабильности страны, сохранения мира на нашей земле, а также решения целого ряда других важных задач, от эффективного решения которых зависит будущее нашей страны.
В последние годы Узбекистана ведет прагматичную и активную внешнюю политику, устанавливая взаимовыгодные отношения в двухстороннем и многостороннем форматах. Особое место в этом сотрудничестве занимает членство страны в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), основной целью которой является обеспечение региональной безопасности и стабильности.
На сегодняшний день ШОС объединяет восемь постоянных членов, четыре из которых (Китай, Россия, Индия и Пакистан) имеют статус ядерных держав, четыре государства-наблюдателя и девять партнеров по диалогу. «Большая семья ШОС», насчитывающая 21 стран, охватывает три континента — Азию, Европу и Африку. Ожидается, что в скором времени полноправным членом Организации станет Исламская Республика Иран. Вступление Исламской Республики Иран расширит географический формат организации, что в итоге приведет к участию в ней первого представителя из стратегически важного региона — Ближнего Востока.
Отметим, что именно на Ташкентском саммите ШОС – 2010 г. были утверждены Положение о порядке приема новых членов в ШОС и Правила процедуры ШОС, призванные содействовать совершенствованию правовой основы деятельности организации.
В этом году исполнился 21 год как Узбекистан присоединился к организации и на сегодняшний день является активным его участником. За последние пять лет Узбекистан не только активизировал участие, но и показывает высокие результаты в тех же совместных военных и антитеррористических учениях, занимая призовые места. Наша страна произвела перезагрузку в деятельности ШОС и теперь Узбекистан своей активностью способствует реализации принципов солидарности в соответствии с «шанхайским духом», который является фундаментом деятельности ШОС.
Только за последние 5 лет, с 2017-2021 годы Президент Узбекистана выдвинул на саммитах ШОС более 50 важных и актуальных инициатив. Так, исходя из необходимости обеспечить успешную реализацию реформ, выдвинуты инициативы об использовании огромного потенциала ШОС для развития транспорта, логистики, инновационного и цифрового развития, культурной и народной дипломатии. Самое главное, эти предложения последовательно реализуются в «дорожных картах», нормативно-правовых, программных и концептуальных документах, а также в виде нового механизма сотрудничества.
Совсем скоро 15-16 сентября т.г. наша страна (на правах председательства в ШОС 2021-2022 гг.) впервые примет участников саммита ШОС в городе Самарканде. До этого все саммиты ШОС в Узбекистане проходили в Ташкенте (2004 г., 2010 г., 2016 г.). Саммит, несомненно, станет крупным политико-дипломатическим форумом, войдет в историю как важный шаг на пути дальнейшей эволюции Организации.
В период председательства Узбекистана было запланировано проведение более 80 мероприятий различного уровня. Еще в ноябре 2021 года впервые в рамках Организации под председательством Узбекистана проведена встреча министерского уровня по информационно-коммуникационным технологиям, а 25 января т. г. — по вопросам сокращения бедности.
В целях дальнейшего расширения многопланового партнерства в рамках ШОС началась разработка Комплексной программы по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС на 2023-2027 годы, Плана совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли. Кроме того, по предложению Президента Шавката Мирзиёева в рамках ШОС состоялась первая встреча высокого уровня по Афганистану, что послужила дальнейшему укреплению авторитета Узбекистана на региональной и международной арене.
В целом, под председательством нашей страны запланировано принятие Программы инфраструктурного развития на пространстве ШОС, Программы действий по сотрудничеству ведущих медицинских центров стран-членов ШОС в области профилактики инфекционных заболеваний, Программы сотрудничества в области телемедицины, Меморандума между уполномоченными органами государств-членов ШОС о сотрудничестве в сфере музейного дела, Соглашения о сотрудничестве в области использования возобновляемых источников энергии между государствами-членами ШОС и целый ряд других документов. Принятие этих документов, несомненно создаст условия для результативного проведения реформ в нашей стране, направленных на повышение уровня благосостояния населения.
В заключении необходимо указать, что Узбекистан придерживается твердой позиции, что ШОС не является военно-политическим блоком, не стремится участвовать в наблюдаемом противостоянии западным странам, открыта для диалога со всеми странами и международными организациями. Узбекистан рассматривает ШОС как механизм многостороннего сотрудничества, направленный на развитие экономических отношений, укрепление мира и стабильности, усиление борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркобизнесом.
Ранохон Турсунова, доктор исторических наук, доцент УМЭД