Пособия на несовершеннолетних детей, введенные в последние годы, заметно повысили заинтересованность мигрантов из стран Средней Азии в российском гражданстве. Особенно выгодны они для многодетных семей, где родители могут не работать или трудиться неофициально, сохраняя статус нуждающейся семьи.
За последние несколько лет российские власти в рамках борьбы с бедностью ввели систему социальных пособий малоимущим семьям, которые были призваны повысить уровень их жизни и компенсировать затраты на воспитание детей. Принятие этих мер было вызвано сложной демографической ситуацией – падением рождаемости и ростом смертности, которое с началом эпидемии COVID-19 приобрело катастрофический характер. Поскольку же возможность иметь детей в современных условиях во многом зависит от уровня жизни семьи, детские пособия были призваны остановить дальнейшее падение рождаемости и окончательное скатывание России в демографический кризис 1990-х – первой половины нулевых годов, когда естественная убыль населения в отдельные годы приближалась к 1 млн человек.
Система детских пособий малообеспеченным семья вводилась последовательно на протяжении пяти лет. Так, с 1 января 2018 г. были введены выплаты малообеспеченным семьям с доходом до двух минимальных размеров оплаты труда на человека за первого или второго ребенка до достижения им возраста трех лет. Размеры пособия в каждом субъекте РФ отличались, составляя в среднем 10-15 тыс. рублей. С июня 2020 г. были введены ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно малообеспеченным семьям, размер доходов которых составлял менее одного минимального размера оплаты труда на человека. Размер новой выплаты составлял 50% от прожиточного минимума. С 1 января 2021 года максимальный размер выплаты увеличен до прожиточного минимума на ребенка. С мая 2022 г. выплаты на детей из семей с доходами до одного прожиточного минимума в месяц были продлены до достижения ими 17 лет, что еще более расширило круг их получателей.
С 1 января 2023 г., как заявил 22 сентября председатель правительства РФ Михаил Мишустин, планируется объединить несколько видов пособий для малообеспеченных семей с детьми и ввести «универсальное пособие». Помимо детей до 17 лет, оно будет распространяться и на женщин, вставших на учет на ранних месяцах беременности. Его назначение будет максимально упрощено: достаточно будет подать заявление на портале госуслуг, в МФЦ или Фонде социального страхования, при этом никакие подтверждающие документы не потребуются. На выплату этого пособия правительство, по данным РБК, в 2023 г. планирует выделить 520,8 млрд руб. В 2024 и 2025 гг. сумма расходов на выплату пособий для малообеспеченных семей вырастет более чем вдвое и составит соответственно 1,185 трлн руб. и 1,285 трлн руб., что может быть связано как с падением доходов населения, так и вхождением в состав России новых регионов из числа юго-восточных областей Украины.
Однако предотвратить падение рождаемости пособия малоимущим семьям не смогли. В январе-июле 2022 гг. число рождений в России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось с 678,1 до 635,2 тыс. чел., уменьшившись на 42,9 тыс. Сокращение естественной убыли населения с 429,1 до 383,8 тыс. чел. за этот период было вызвано снижением смертности, которая после окончания острой фазы пандемии COVID-19 пошла на спад. В прошлом году рождаемость упала с 1 млн 306,4 тыс. до 1 млн 284,9 тыс., сократившись на 21,5 тыс. чел., а естественная убыль из-за резко увеличившейся смертности почти удвоилась и возросла с 574,8 до 945,1 тыс.
Как показывает опыт других стран, пособия на детей из малоимущих семей, позитивно сказываясь на их доходах и уровне жизни, как правило, слабо влияют на рождаемость. Хотя темпы ее падения в кризисный период они, скорее всего, все же замедлили.
Вместе с тем для мигрантов из Средней Азии с ее традиционно высокой рождаемостью такая система социальной поддержки является гораздо более привлекательной, чем для коренного населения РФ. Работая неформально, они могут оформить пособия сразу на нескольких несовершеннолетних детей, что позволяет женщинам вообще не работать. По данным Всемирного банка, суммарный коэффициент рождаемости, представляющий собой среднее число детей, рожденных женщинами репродуктивного возраста (15-49 лет), за 2019 г. составлял в Таджикистане 3,6, в Киргизии – 3,3, а в Узбекистане и Туркмении – 2,8. Для сравнения: в России этот показатель составляет всего лишь 1,5 (для простого воспроизводства населения на одну женщину должно рождаться 2,1-2,2 детей). То есть уровень рождаемости в большинстве стран Средней Азии, откуда в Россию идет основной приток трудовых мигрантов, в 2 раза, а в Таджикистане – почти в 2,5 раза выше, чем в России.
Следует учитывать и то, что суммарный коэффициент рождаемости за 2019 г. отражает ее текущий уровень, сложившийся по итогам этого года. В предшествующие годы ее уровень в Средней Азии был заметно выше. И количество детей в семьях тех мигрантов, которые переезжают в Россию, может быть не 3-4, а на порядок больше. Так, в сентябре 2020 г. в СМИ прошла информация, что гражданке Таджикистана, родившей в Подмосковье 11-го ребенка, без гражданства России трудно получить детские пособия, а ее мужу – устроиться на работу. В связи с этим уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова заявила, что власти района помогут этой семье собрать документы для признания нуждающейся. При этом глава семьи, уже подавший в муниципальный отдел МВД России Орехово-Зуевское заявление о выдаче вида на жительство, получит его в установленные сроки – через шесть месяцев, после чего сможет претендовать на получение российского гражданства в упрощенном порядке – без соблюдения условий о пятилетнем сроке проживания в РФ.
Многодетность и наличие разветвленных семейно-родственных связей ведет к тому, что количество получающих российские паспорта граждан Таджикистана быстро растет. За 2021 г. их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 63,5% (с 63,7 до 103,7 тыс.), а в первом полугодии этого года – еще на 2/3 (c 44,2 до 74,2 тыс.). По количеству выданных паспортов таджики уверенно занимают второе место после украинцев, быстро сокращая отставание от них.
Во многом это является следствием законодательных изменений, существенно упростивших в 2020 г. получение гражданства для тех, кто уже имеет родственников в России. В соответствии с пунктом «в» второй части 14-й статьи федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве», совершеннолетний гражданин РФ получил право оформить гражданство своим родителям, а родители согласно пункту «к» той же статьи – своим совершеннолетним детям. Супруги граждан РФ при наличии общего ребенка теперь получают гражданство сразу, хотя ранее надо было состоять в браке не менее трех лет.
Получившие российский паспорт приобретают все права граждан РФ, включая оформление гражданства все тем же категориям родственников. По некоторым подсчетам при наличии трех детей в семье за 10 лет гражданство могут получить 86 родственников и свойственников, а за 20 лет с учетом двух поколений – уже 758 человек. И это без учета бабушек и дедушек, которые в случае оформления гражданства способны еще более увеличить численность новых граждан РФ. Тем самым формируются постоянно действующие миграционные сети, благодаря которым количество получателей российских паспортов из числа граждан Таджикистана растет в геометрической прогрессии.
Оседание мигрантов в наиболее привлекательных для них регионах, таких как Подмосковье и Калужская область, приводит к быстрому изменению этнического состава их населения в пользу выходцев из Средней Азии и появлению новых диаспор. Следствием этого является резкое обострение межэтнических отношений, которое в 2021 г. едва не вылились в открытый конфликт.
Возникает вопрос, почему гражданство РФ наиболее активно оформляют именно выходцы из Таджикистана, тогда как по другим странам Средней Азии такой динамики не наблюдается? Многие из них пользуются давно потерявшей свой первоначальный смысл программой переселения соотечественников, благодаря которой гражданство РФ можно оформить в упрощенном порядке. Но эта программа действует и в других странах региона, выходцы из которых используют ее преимущества гораздо реже.
Наиболее вероятный ответ заключается в том, что между Россией и Таджикистаном до сих пор действует соглашение о двойном гражданстве, позволяющее выходцам из этой республики получать российские паспорта, не отказываясь от таджикских. И необходимость его сохранения в условиях столь массовой раздачи российского гражданства таджикистанцам вызывает сомнения.
Источник информации: https://www.ritmeurasia.org