Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел круглый стол «Оценка состояния двусторонних отношений Кыргызстана и Китая: проблемы и перспективы развития». Как сказал vb.kg его директор, политолог Игорь Шестаков, эта встреча приурочена к ХХ съезду Компартии Китая, который сейчас проходит в Пекине.
На ней были обсуждены особенности двустороннего сотрудничества в условиях нынешней геополитической ситуации, взаимодействия в рамках треугольника «Китай – Центральная Азия — Запад», перспективы строительства железной дороги Китай –Кыргызстан – Узбекистан, роль средств массовой информации и ШОС в современной мировой политике и другие важные вопросы. Своим мнением по ним обменялись ведущие эксперты и политологи Кыргызстана.
Игорь Шестаков, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог:
— За прошедшие 30 лет Пекин стал одним из ключевых игроков как в Центральной Азии, так и в мировой экономике в целом. Важным моментом является то, что руководство Китая на протяжении 30 лет постоянно подчеркивает приверженность курсу мирного развития страны, что сказывается на миролюбивых, добрососедских отношениях с Кыргызстаном и странами ЦА. Такая позиция влияет и на концептуальные подходы к деятельности ШОС, поскольку для Поднебесной сотрудничество во имя мира является важной составляющей всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в рамках организации.
Я хотел бы напомнить, что в январе этого года на саммите, посвященном 30-летию установления дипотношений между Китаем и странами ЦА, председатель КНР Си Цзиньпин подтвердил это, сказав, что ключом к успешному сотрудничеству между Китаем и пятью странами ЦА являются взаимное уважение, добрососедство, дружба, взаимопомощь и взаимная выгода.
Одним из важных направлений регионального взаимодействия является реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути. В нынешних условиях глобального экономического кризиса он может стать фундаментом не только для стабилизации социально-экономических процессов, но и для развития инвестиционного потенциала ЦА.
Но еще в 2017 году на международных конференциях по перспективам этой инициативы я говорил о том, что большинству кыргызстанцев проект пока широко не известен. А также предупреждал, что у проекта могут быть не только сторонники, но и политические оппоненты, которые будет заполнять существующий в отношении данного проекта информационно-аналитический вакуум. И эти негативные процессы, увы, начались в 2018 году. За последние годы США развернули информационную войну, распространяя в медиапространстве и социальных сетях тезисы о «китайской угрозе», якобы синьцзянских лагерях перевоспитания, запугивая страны ЦА «кредитными ловушками». Хотя все эти «новости» не имеют реальных доказательств».
В этой связи необходимо объединить усилия экспертного и медийного сообщества стран нашего региона и Китая, чтобы общественность имела возможность объективно оценивать результаты и перспективы межгосударственного сотрудничества. И сегодняшний экспертный форум является одним из реальных шагов по продвижению общественного и экспертного диалога между нашими странами.
Байкадам Курамаев, эксперт по международным отношениям:
— Одним из приоритетных проектов для развития экономических отношений с Китаем считаю создание торгово-логистического центра на примере «Хоргоса» у Казахстана с Китаем. Он даст возможность для развития приграничной торговли, занятости местного населения и увеличения грузопотоков из Китая и обратно. Другим перспективным проектом считаю проведение интернета (оптоволоконного) из Китая в Кыргызстан, чтобы иметь возможность независимости от одной страны и увеличения скорости.
При наличии дешевой электроэнергии в стране есть возможность построить завод по изготовлению электрических батарей и зарядных устройств для автотранспорта и других производств, использующих такие устройства, по китайским технологиям. Такое производство позволит стране перевести весь общественный и гражданский транспорт на электрическое питание и улучшит экологию в десятки раз. А также позволит сэкономленные средства от приобретения горюче-смазочных материалов перенаправить на развитие других сфер внутри страны и создание рабочих мест.
Стремительный рост экономики Китая, как известно, стал возможен благодаря цифровизации и прозрачности налоговой политики. В Китае практически не используется наличная валюта благодаря применению цифровых технологий. Приобретение опыта в этой сфере даст сильнейший толчок росту доходов и нашего государства и исчезновению теневой экономики, а соответственно, и преступной деятельности в этой сфере.
Эльмира Ибраимова, экс-вице-премьер КР, общественный деятель:
— У кыргызско-китайского сотрудничества большое будущее. Мы с надеждой смотрим на то, что железная дорога, которая будет построена, сблизит нас еще больше. И реализация проекта «Один пояс – один путь» при помощи этой дороги станет еще ближе, поскольку Кыргызстан, как страна, которая не имеет выхода к морю и находится в тупике, перейдет в разряд стран, имеющих транспортную артерию.
Но самым основным моментом, который, на мой взгляд, был бы особенно интересен Кыргызстану, это — научиться у Китая создавать экономическое чудо, в чем его секрет, как можно вырваться из тупика и занять свое место на мировой арене. Т.е. это те «секреты», которые мы могли бы перенять у наших соседей.
Мы видим, что сейчас в мире происходят серьезные катаклизмы, что основные экономики мира – США, Китай и Евросоюз. Если экономики КНР и ЕС по 17 триллионов долларов, то у США – 20 трлн, т.е. получается, что США пытаются «разобраться» со своими конкурентами. Экономика Европейского союза уже стала проседать, и мы видим, что начался отток капитала из Европы в Америку, поскольку там лучше решаются вопросы с энергетикой и т.д. Сейчас они принялись «дожевывать» остальной мир, в том числе пытаются создать препоны и для развития китайской экономики.
Поэтому Кыргызстан и Китай на многосторонних площадках – в ООН и других должны поддерживать друг друга, потому что в партнерах ценятся предсказуемость, уверенность, что тебя не подведут и подставят плечо в трудный момент.
Юрий Погиба, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР, эксперт по вопросам безопасности:
— Китайская армия и специальные службы Китая по праву входят в мировую элиту и могут выполнять ряд оперативно-боевых задач на всех театрах военных действий современного мира. Я напомню, что операции стратегического уровня регионального характера могут выполнять только США, Россия и КНР, потому что ни одна другая страна мира не может перебросить технические средства в таком объеме, как это могут сделать эти три страны. Я уже не говорю о морском компоненте вооруженных сил. Нашу страну связывают очень близкие отношения с КНР также в сфере безопасности, что диктуется рядом двусторонних договоров.
По сфере своей деятельности мне пришлось сталкиваться с военными и офицерами спецслужб Китая в рамках совместных мероприятий, обучения и получения технической помощи. Я бы отметил очень интересный момент, реальное отношение китайских военных к нам в качестве оказания реальной помощи. КНР одна из первых стран мира, которая решила вопрос военной роботизации нашей страны, предоставив ряд робототехники для разминирования, учебную материально-техническую базу, новейшие виды оружия, легко-бронируемую технику и т.д. Сотрудничество с Китаем строится как в военной, так и в научно-технической сферах, потому что армия без научно-технической составляющей – это просто вооруженное формирование. Сейчас война меняет свой вид, она переходит к высокотехнологичным формам, и Китай является одним из лидеров в этом отношении.
Также идет успешная совместная работа по линии спецслужб. Мы можем на данный момент констатировать, что активизация террористической организации ШАТ, которая сосредоточена по уйгурскому автономному округу, совместными усилиями была сломлена. Скажем, организационно, структурно разломлена на территории ЦА, но не до конца, поскольку она трансформировалась и ушла в глубокое подполье. Проблема в противодействии ШАТ с ее уйгурскими сепаратистами заключается в том, что она пользуется большой поддержкой со стороны Запада, прежде всего, США и Великобритании, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки в приграничных с Китаем странах. Поэтому Китай выстраивает с соседями длительные политические, военные, культурные отношения. КНР относится к тем странам, которые никогда в истории никогда ни на кого не нападали. Эта та страна, которая своим историческим развитием показала курс на миролюбие.
Гурас Жапаров, заведующий кафедрой финансов и финансового контроля КЭУ:
— Китайский юань давно стал резервной валютой, в корзине МВФ он уже есть. И в связи с последними событиями на него повышается спрос в Евразии и Европе. Мне бы хотелось остановиться на больном для Кыргызстана вопросе – внешнем долге республики, в частности, перед Китаем, которому мы должны порядка 1,8 млрд долларов. И в этом направлении Минфин КР и представитель КНР сейчас работают по диверсификации или нахождению других возможностей для решения данного вопроса. Но иногда внешний долг у нас выходит из экономической в политическую плоскость, потому что некоторые высокопоставленные официальные лица неправильно подают информацию. Они сами закидывают удочку для того, чтобы народ начал говорить об этом. Это такой информационный контекст, который дает нехороший эффект. Мы и сейчас собираемся еще просить у Китая деньги для того, чтобы построить определенный участок дороги. Вместо этого я бы предложил создание Банка Развития КР. Этот вопрос почему-то завис, хотя есть постановление о его создании. Эксим Банк КНР, кстати, направлен на то, чтобы развивать потенциал Китая.
И еще хотел бы коснуться такого вопроса. У нас есть РКФР, Кыргызско-Узбекский фонд развития и другие, а Кыргызско-Китайского фонда я почему-то не вижу, хотя в проекте «Один пояс – один путь» много концептуальных моментов, где можно было бы работать над этим вопросом.
Одна из главных проблем сегодня – горнодобывающий сектор, который касается безопасности и стабильности Центральной Азии. Мне бы хотелось предложить создание горного рынка в ЦА. Есть некоторые разработки у нашего правительства по этому вопросу. Другие пока об этом не думают, но и не отказываются.
И еще один момент – это торговый баланс по экспорту и импорту с Китаем. У нас примерно 95-96% импорта. И нам надо переходить на конкретные продукты, которые являются нашей фишкой и отвечают стандартам. Китай – это почти полтора миллиарда населения, это большой рынок. Нашему правительству нужно создавать условия, чтобы совместные и другие предприятия работали.
Что касается создания логистического хаба в Нарынской области, что предлагалось нашим правительством ранее. Этот проект, к сожалению, не реализован, потому что население не поняло, что хотели сделать. Поэтому нужно проводить качественную информационную политику, которая в итоге даст положительный экономический эффект. Неправильная же подача информации официальными лицами начинает будоражить население.
Умутхан Тыналиева, эксперт по гуманитарным вопросам:
— В современном мире качество образования рассматривается не только как показатель уровня социально- экономического развития страны, но и как актуальный инструмент «мягкой силы». Экспорт культуры и образовательных услуг формирует совокупный имидж любого государства, совместные образовательные проекты между КР и КНР являются сегодня стабильной формой сотрудничества. Но есть еще много возможностей для его развития.
Ключевыми проектами в ЦА могли бы стать обучение студентов и стажировка молодых специалистов в Китае на базе лучших технических вузов, которые в будущем станут решать вопросы реализации экономических проектов двух стран в ЦА. Прорывным моментом во внедрении китайских образовательных технологий можно считать открытие в этом году мастерской Лу Баня в Таджикистане, этот проект ориентирован на сферу профессионального обучения и нацелен на подготовку кадров для проектов «Один пояс — один путь» по всему миру.
Китай с 2016 года открыл более 20 мастерских Лу Баня во многих странах, уникальность проекта заключается в том, что Китай предоставляет техническое оборудование, в то время как западные инвесторы предпочитают гранты. Суть проекта в том, что там, где открываются китайские предприятия, будут обеспечивать обучение квалифицированных технических специалистов из числа местных кадров. Учитывая дальнесрочную перспективу такого проекта, есть надежда, что такие мастерские будут открыты и в других странах ЦА, в том числе и в нашей республике.