Правда глаза колет, гласит известная поговорка. Ее правдивость доказала реакция председателя комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Казахстана Мухтара Кул-Мухаммеда на высказывание депутата Госдумы РФ Константина Затулина о «скользком пути» Казахстана в отношениях с Россией.
Поводом для комментария стало недавнее интервью первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ газете «Московский Комсомолец», в котором Затулин заявил, что страна, у которой самая длинная в мире сухопутная граница с РФ, «очень рискует, когда пытается… в создавшейся ситуации ориентироваться на западные санкции». «Конечно, это не останется без реакции со стороны России», – подчеркнул депутат.
По мнению Затулина, власти Казахстана «оперились и сочли, что могут обойтись без особых отношений с Россией, попавшей в сложную ситуацию». «Они демонстрируют теперь, что готовы подчиняться тем правилам, которые устанавливает Запад. Но мне кажется, что это довольно скользкий путь», – повторил Затулин.
В качестве одного из примеров «недружественного» поведения Казахстана в он назвал решение крупнейшего в стране Народного банка (Halyk Bank) прекратить обслуживание карт российской платежной системы «Мир» в связи с угрозой вторичных санкций со стороны Минфина США.
Комментируя слова Затулина, сенатор Мухтар Кул-Мухаммед за словом в карман не полез: «Казахстанские банки в отношении банковской карты “Мир” поступили абсолютно правильно. Во-первых, все банки второго уровня у нас являются частными, и они сами определяют выгодность и удобность с какими банковскими карточками им работать. Во-вторых, вокруг карточки “Мир” стало много шума и скандала. А деньги, как правило, любят тишину… Поэтому свою “обеспокоенность” и “неудовольствие” пусть депутат побережет для собственной банковской системы, которая благодаря таким как он оказалась в очень трудной ситуации. Прежде чем указывать нам путь, пусть подумает, как ему самому выбраться из санкционного списка».
Говоря о «скользком» пути, на который встал Казахстан, Константин Затулин имел в виде, конечно, не только сомнительные решения казахстанских частных банков. К примеру, ни для кого не секрет, что Астана оказывает киевскому режиму не только гуманитарную, но и военную помощь. Соответствующие документы опубликовала в начале августа хакерская российская группа «Берегини». Как оказалась, эта сделка осуществлялась при посредничестве компании «Техноэкспорт».
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана эту информацию поспешили опровергнуть, заявив, что данное ведомство не выдавало ни «Техноэкспорту», ни кому бы то ни было, лицензии на экспорт вооружения в Соединенное Королевство. Необходимое в таком случае разрешение на реэкспорт оружия министерством якобы также не выдавалось.
Однако телеграм-канал «Рыбарь» назвал заявление казахстанского МИИРа голословным, и, покопавшись в документации «Техноэкспорта», выяснил, что необходимые лицензии и разрешения у него были.
«Так что, что бы там не заявляли в своё оправдание официальные представители казахского правительства о том, что они не могут экспортировать советское вооружение без разрешения производителя, то есть России, они вовсю это делают за закрытыми дверьми», – заключили авторы канала с более чем полумиллионной аудиторией.
Таким образом, казахстанские чиновники были пойманы на откровенном вранье, причём, не в первый раз.
Достаточно вспомнить, как дружно казахстанские власти отрицали сотрудничество с американскими военными в биолабораториях, расположенных на территории Казахстана.
В августе прошлого года российский телеканал «Звезда», принадлежащий Минобороны РФ, опубликовал репортаж, в котором говорилось, что власти Казахстана не выполняют обещание закрыть американские военные биолаборатории на территории республики. Были представлены фотокопии документов, согласно которым американские военные продолжают работать в Центральной референс-лаборатории (ЦРЛ) в Алма-Ате, а также выдержки из бюджетных планов Пентагона на 2021 и 2022 годы, в которых отражены запланированные работы в ЦРЛ Казахстана.
Казахстан заверил Россию, что американские военные покинули его биолаборатории и допустил в ЦРЛ российскую военную инспекцию. Представители Минобороны России заявили, что удовлетворены итогами проверки, но вскоре телеканал «Звезда» представил документы, из котором явствовало, что американские военные были лишь на время инспекции удалены из биолаборатории, а позднее вновь возобновили свою опасную работу на территории Казахстана.
Позиция казахстанских властей в отношении американских военных лабораторий неоднократно менялась.
В мае 2020 года в МИДе Казахстана утверждали, что ЦРЛ в Алма-Ате контролируется республиканским Минздравом, занимается чисто гражданскими разработками, а иностранных военных исследователей там нет. В июне президент Токаев заверил, что американцы покинули ЦРЛ в Алма-Ате. Однако в сентябре подполковник ВВС США Дэниэл Сингер сообщил, что американцы не намерены прекращать работу в алма-атинской ЦРЛ: «Наше сотрудничество в этой области началось задолго до нынешней пандемии, и мы уверены, что оно будет продолжаться еще долго после её завершения».
В проекте бюджета иностранных программ Агентства по сокращению военных угроз (DTRA) Пентагона на 2021 год присутствует ряд прямых упоминаний работ, которые должны быть выполнены в казахстанской ЦРЛ.
Когда врут частые лица, то принято говорить напрямую – врут и точка!
А когда вводят в заблуждение свою собственную общественность и стратегических союзников государственные учреждения и глава государства, то приходиться прибегать к употреблению так называемых эвфемизмов, то есть намёков и аллегорий.
Именно поэтому Константин Затулин и не стал в лицо бросать обвинение во вранье и предательстве союзнических отношений казахстанским властям, а достаточно дипломатично и, на наш взгляд, даже деликатно указал, что они идут «скользким» путем. И главным аргументом он привёл географический фактор, то есть «самую длинную в мире сухопутную границу» между двумя нашими странами.
Можно еще упомянуть тот упрямый факт, что 80 процентов всех экспортных трансакций Казахстан осуществляются именно через эту границу и альтернативных возможностей у республики даже в среднесрочной перспективе не просматривается.
Иными словами, если Россия в ответ на недружественные шаги Казахстана закроет свою границу, то экономика Казахстана рухнет в считанные дни или даже часы.
Но российские власти этого не делают, так как наша страна ведёт себя по отношению к Казахстану как друг и союзник.
Что же касается сенатора Кул-Мухаммеда, то он не только убеждённый русофоб, но и горячий поклонник своих земляков, сражавшихся против Советского Союза в «Туркестанском легионе» СС.
Как утверждает попавший в тюрьму за пророссийские взгляды Ермек Тайчибеков, именно Кул-Мухаммед был одним из тех, кто «придумал идеологию, согласно которой во всех бедах казахов – прошлых, настоящих и будущих, виноваты только Россия, русские. Его родная младшая сестра возглавляет корпорацию, которая выпускает учебники по истории для школьников Республики Казахстан, в которых все время пишется о том, что русские – это колонизаторы, оккупанты, уничтожали казахов и т.д. и т.п.»
Заметим, что тот же Кул-Мухаммед горячо приветствовал ввод войск ОДКБ в Казахстан с целью купировать попытку январского мятежа. Получается, что сей бурнокипящий то ненавистью, то любовью к северному соседу сенатор – просто конформист и конъюнктурщик.
Такие субъекты, какие бы должности они не занимали, всегда следуют не прямой дорогой, а самым «скользким» путём. Если бы это был только их выбор… Но за собой они тянут всю огромную страну – вот что печалит и тревожит.
Ведь рано или поздно наступит отрезвление. К сожалению, это произойдет не тогда, когда Казахстан станет второй Украиной, а когда республика превратится во второй Афганистан.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук