Евразийский союз получает возможность прямого внешнеэкономического, в том числе транспортно-логистического выхода в Карибский регион и в целом в Латинскую Америку. Это стало возможным в связи с предложением правительства Кубы, высказанным в начале сентября с. г., предоставить ЕАЭС часть портово-складских и производственных мощностей в особой экономической зоне «Мариэль», включающей одноименный порт в 40 км западнее кубинской столицы.
По предварительным экспертным оценкам, реализация этого предложения позволит ЕАЭС минимум вдвое увеличить промышленный экспорт в Латинскую Америку и не менее чем на треть – объемы встречного латиноамериканского импорта. Притом с возможным удешевлением морского фрахта при использовании судов тех стран, чей бизнес зарегистрирован в той же Мариэльской зоне.
Поясним: такое предложение выдвинула генеральный директор ОЗР («особая зона развития») «Мариэль» Анна Тереза Мартинес в рамках консультаций с Евразийской экономической комиссией (таможенно-экономические условия ОЗР идентичны стандартным условиям особых экономических зон. – Ред.). На площади не менее 50 га инвесторы стран ЕАЭС смогут размещать свои, в том числе совместные с кубинскими и иностранными партнерами производства, промышленную и/или транспортно-логистическую инфраструктуру. Причем на льготных налоговых и таможенных условиях для ЕАЭС в течение минимум 50 лет. Площадь и сроки аренды в этом комплексном проекте планируется увеличить в зависимости от заполнения арендной зоны промышленными и/или портово-логистическими объектами.
По предварительной информации, расчеты по аренде площадей в Мариэльской ОЗР возможны, исходя из нескольких вариантов. Первый — это бартерные поставки кубинских товаров по взаимно согласованным ценам и с преимущественным использованием национальных валют. Второй — тот же вариант с долговременной отсрочкой платежей (при максимальном объеме инвестиций из стран ЕАЭС). Третий — введение долгосрочных или бессрочных понижающих коэффициентов для арендных выплат. Во всех этих вариантах возможны введение и корректировка специального инвалютного курса для взаиморасчетов.
Не исключается и вариант совместной (Куба–ЕАЭС) концессии в рамках того же проекта.
Заметим в этой связи, что в Мариэльской ОЗР, действующей с середины 2010-х, профильными органами Кубы уже одобрены проекты 62 резидентов, 36 из которых реализуются. В целом это совокупные вложения около 3,5 млрд долл. в проекты бизнеса из 22 стран, в том числе из России. Наиболее крупный российско-кубинский проект — сборочное производство на основе нынешних и перспективных моделей КамАЗа.
До конца текущего года здесь же ожидаются инвестиции из Белоруссии, согласно меморандуму «О взаимопонимании» (2021 г.) между администрациями ОЗР «Мариэль» и китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (Минская область). А наиболее крупным инвестором в той же ОЗР пока остаётся Бразилия с долей более 45% в общих иностранных капвложениях в данной зоне.
Кстати, еще в середине февраля с. г. ЕЭК и кубинская сторона обсуждали предварительные контуры того же проекта — в числе более 50 возможных совместных проектов ЕАЭС с Кубой. Через 7 месяцев проект, адресованный Евразийскому союзу, получил высокую степень готовности и уже положительно оценивается в ЕАЭС-структурах. Так, исполнительный секретарь Делового совета союза Сергей Михневич отмечает, что «предварительно мы констатируем интерес к кубинской инициативе. Намерены распространить презентационные материалы среди бизнес-структур стран ЕАЭС и быть связующим звеном между ОЗР «Мариэль» и деловыми кругами Союза».
В свою очередь, директор департамента развития интеграции ЕЭК Гоар Барсегян уверена: «Инициатива Республики Куба по созданию в ОЗР «Мариэль» промышленного парка ЕАЭС потенциально является привлекательной. Во-первых, открытие такого парка сделало бы более доступным для компаний из стран ЕАЭС выход на кубинский рынок и создало бы новую стартовую площадку для выхода на рынки других латиноамериканских стран. Во-вторых, это осязаемая возможность активнее работать на кубинском рынке не только для компаний из Беларуси и России, которые традиционно представлены там, но и для предприятий из других стран ЕАЭС в случае их интереса. В целом это комплексный механизм для углубления торгово-экономических связей стран ЕАЭС с Кубой».
Схожие мнения были высказаны в ходе белорусско-кубинского бизнес-форума, состоявшегося 27 сентября в Минске. Предварительное число совместных белорусско-кубинских производств и логистических объектов в Мариэльской зоне, как отмечалось рядом экспертов, может составить не менее 20.
Напомним, что Куба имеет статус наблюдателя в ЕАЭС с декабря 2020 года. А в декабре 2021 г. стороны подписали план сотрудничества до 2025 г. включительно. Соответственно, реализация Мариэльского проекта вполне вписывается в «начинку» этого плана.
Кстати, еще в 1970-х периодически велись консультации о предоставлении СССР и в целом Совету экономической взаимопомощи (в СЭВ участвовали СССР, почти все страны Восточной Европы, Куба, Вьетнам, Монголия) экстерриториального порта с примыкающей экономической зоной на атлантическом побережье Кубы или на кубинском острове Пинос (вблизи её карибского побережья, ныне о. Хувентуд). Но стороны не сошлись в размерах и способах арендной платы; сказалось также усиление политико-экономической блокады Кубы со стороны близлежащих США.
Схожий кубинско-советский проект намечался на экс-британской карибской Гренаде в начале 80-х, что не осуществилось из-за её оккупации войсками США с одновременным переворотом на Гренаде в 1983 г.
В этом контексте отметим и то, что многие страны располагают за рубежом портово-логистическими мощностями и «своими» припортовыми экономическими зонами, что обусловлено внешнеэкономическим и геополитическим факторами. Например, Франция ныне обладает такими объектами в экс-французских восточноафриканском Джибути, центральноафриканском Габоне (Порт-Жантиль), западноафриканском Кот-д’Ивуаре (Абиджан).
США принадлежат аналогичные объекты на британском архипелаге Чагос (Диего-Гарсия) в центре Индийского океана, на островах Маршалловых, Палау, Каролинских, бывших (до начала 90-х) территорией США. А также в Панаме вблизи Панамского канала. У КНР такие объекты имеются в Пакистане, Судане, Мьянме, Джибути, по некоторым данным — и в Северной Корее, Мозамбике, Бангладеш.
Прототипом же Мариэльского проекта является 49-летняя концессия, которой с 2008 г. РФ располагает в северокорейском порту Раджин и прилегающей особой экономической зоне «Расон» (на побережье Японского моря). Но полноценное использование этой концессии сдерживается ооновскими санкциями против КНДР, навязанными коллективным Западом. А вот против Кубы санкции сегодня применяют только США.