В отличие от населения страны, Казахстан опять бурлит. Как и в январе 2022 года, началось с Жанаозена, где около двух тысяч жителей вышли на акции протеста против ареста рабочих-нефтяников в Астане. Более сотни нефтяников из Жанаозена протестовали в столице Казахстана против увольнений. Несанкционированный митинг был разогнан полицией, организаторы – арестованы. В прошлом году все началось с протеста против роста цен на топливо, а завершилось массовыми беспорядками, едва не снесшими власть в стране.
В акции протеста в столице Казахстана участвовали бывшие работники компании «БерАли Мангистау Company». Данная компания проиграла тендер на выполнение нефтесервисных услуг для АО «Озенмунайгаз», дочерней компании национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» (КМГ), в связи с чем нефтяники попали под сокращение. Митинг (точнее, сидячая акция протеста) проходил у офиса КМГ в Астане, рабочие требовали трудоустройства в эту компанию. Представители «КазМунайГаз» начали переговоры с митингующими, однако их итоги не удовлетворили рабочих. Как уверяют власти, митинг был несанкционированным, поэтому вмешалась полиция. Точнее, СОБР, который и задержал всех участников акции. После чего на центральной площади Жанаозена в Мангистауской области на юго-западе страны собрались родственники арестованных и просто местные жители с требованиями освободить земляков.
Протесты в Жанаозене начались 11 апреля и продолжились ночью. Утром 12 апреля люди снова вышли на улицы и начали перекрывать дороги. Полиция приступила к массовым задержаниям участников митингов. В сети появилась информация, что силовики в соседних городах региона также готовятся к подавлению протестов. Кроме того, как уверяют источники в Казахстане, там бастуют рабочие уже десятков предприятий. Освободить задержанных в Астане требуют нефтяники, занятые на нефтепромыслах в Мангистауской области.
Прокомментировать эти события мы попросили политика и дипломата Николая Платошкина.
— В очередной волне протестов рабочих в Казахстане можно, конечно, искать руку Байдена или марсиан. Однако есть русская пословица: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». – сказал Платошкин. – Суть всех этих протестов одна: недовольство трудящихся, уж извините за советские штампы. Первоначально протесты были по поводу низких заработных плат, потом по поводу увольнений, потом в связи с резким повышением цен на горючее. Причем на фоне того, что их обещали не повышать. Именно это возмутило людей. Но для капитализма это нормально. При этом строе так все и будет продолжаться. Протесты рабочих против своего положения всегда будут. Можно, конечно, называть этих людей иностранными агентами, но от этого ничего не изменится. Если сейчас не выполнить справедливые требования людей, то в следующий раз протесты будут более масштабными. И требования будут уже не экономическими, а политическими, протесты будут направлены против самой казахстанской власти. Трудящиеся Казахстана пока еще до конца не поняли, что советской власти давно нет. В СССР уволить человека было крайне сложно и невозможно без согласования с руководством профсоюзной организации предприятия. Плюс — был партийный комитет, куда люди тоже могли обратиться. Увольнения были крайне редки, и 60% уволенных восстанавливали на работе по суду. Государство, весь аппарат стоял на страже прав работника. А в капиталистическом Казахстане весь государственный аппарат стоит на страже интересов работодателей.
— Тем не менее у нас достаточно широко распространено мнение, что Казахстан раскачивают некие «внешние силы», которые хотят его отдалить от РФ, открыть там «второй фронт» или еще что-то. Казахстан занимает двойственную позицию, пытается маневрировать между мировыми центрами силы. Может быть, и правда ему хотят устроить проблемы?
— А почему «двойственную»? Я дипломат и много лет проработал на государственной службе. Что такое «двойственная позиция»? Она простая. Казахстан признал Крым частью РФ? Нет. Тем более он не признал частью РФ новые территории, включенные в ее состав недавно. Казахстан участвует в американских санкциях против РФ? Участвует. Об этом сказал президент Казахстана Токаев. Потом он в присутствии Путина на прошлогоднем петербургском форуме ему прямо в лицо сказал, что и не собирается ничего признавать – ни ДНР, ни ЛНР. При голосованиях на Генассамблее ООН, когда Западом ставился вопрос о так называемой «агрессии РФ», Казахстан ни разу нас не поддержал. В чем здесь «двойственность»? В том, что он нам еще войну не объявил? Только этого не хватает. Вот этим болтунам про «второй фронт» хотелось бы сказать: эти люди в Жанаозене разве не на американских предприятиях работают? На американских, на «Шевроне». Им власти Казахстана отдали на откуп нефтяные резервы страны, открытые советскими геологами. А газом занимаются англичане. Власти Казахстана пока все делают, что просят от них американцы и их союзники. Поэтому нынешняя казахстанская власть их полностью устраивает. Недавно там побывал госсекретарь США, и президент Токаев на встрече с ним сказал: «Спасибо США за защиту суверенитета Казахстана». Не РФ он сказал спасибо за то, что она сделала в январе прошлого года, а США. Получается, что США защищают их суверенитет. Вопрос: от кого?
Люди и корпорации вновь делают ставку на будущее России
— Все это говорится публично. Но многие утверждают, что Казахстан помогает РФ негласно – параллельный импорт, все такое…
— Раньше говорили: а я дома помогаю есть котлеты. Понятно, что Казахстан сейчас на нас активно наживается. Но в том, что касается реально важных для нас вещей, они четко придерживаются американских запретов. А то, что они у нас гребут все, что мы не можем куда-то еще продать, или занимаются переводом средств по внешнеторговым контрактам – так они на этом наживаются. А страдают от этого наши потребители, которые вынуждены покупать товары по параллельному импорту с большой наценкой, которая иногда доходит до 30%, — именно из-за этих посреднических усилий Казахстана.