В совместном заявлении президентов Казахстана и Франции по итогам официального визита Касым-Жомарта Токаева в Париж, среди прочего, говорится о желании содействовать укреплению мира, безопасности и стабильности на глобальном и региональном уровнях, о приверженности международному праву и основополагающим принципам Устава ООН. Сам этот визит, сразу после переговоров избранного на второй президентский срок Токаева в Москве, стал очередным отражением «многовекторного» внешнеполитического курса страны, который предполагает сохранение и развитие политических и торгово-экономических связей также и с киевским режимом. Подобного рода подход особым секретом не является. косвенно он был обозначен казахстанским лидером ещё на Петербургском Международном экономическом форуме – 2022. В этой связи, неудивительно появление всё новой и новой информации о поставках Киеву нефтепродуктов, изготовленных из казахстанского сырья, что в самом в Казахстане особо не опровергается…
Надо полагать, отнюдь не случайно Владимир Зеленский на днях официально поздравил коллегу из Казахстана с «убедительной победой на внеочередных выборах президента», выразив «заинтересованность в дальнейшем развитии украинско-казахстанских отношений». Поблагодарил квартал-фюрер Токаева и за «гуманитарную помощь нашей стране от Казахстана». Сообщений об официальном ответе из Ак-Орды Заленскому пока нет…
Тем временем, Казахстан помогает восстанавливать объекты энергосистемы Украины, «разрушенные в результате направленных ударов российских ракет». Как сообщает телеграм-канал Readovka, на это указывают документы Министерства финансов Украины, опубликованные в результате сбоя в работе компьютерной системы ведомства. Достоянием общественности стала переписка министерства с казахской компанией АСПМК-519, занимавшейся реконструкцией трансформаторных подстанций «Ковель» (330 кВ) и «Борислав» (220 кВ) на западе Украины. Как и большая часть инфраструктуры, обе станции были построены еще во времена «неправильного» СССР, их оборудование имело значительную степень износа и технически устарело. Примечательно, что выбор контрагента пал на казахскую компанию в то время, когда на самой Украине имеется «Енергоiнжпроект», ранее участвовавший в аналогичных тендерах и выступивший субподрядчиком в текущем контракте.
Согласно информации, большая часть оборудования для реконструкции подстанции была закуплена за рубежом. Так, для ПС «Ковель» на украинские комплектующие и услуги украинских субподрядчиков было потрачено лишь 851 тыс. евро из 6,64 млн евро. Из украинского в оборудовании только трансформаторы производства «Запорожтрансформатор».
Ранее, в августе в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК были вынуждены опровергать информацию о якобы продаже оружия Великобритании для поставок Украине: «В 2021 году и за истекший период 2022 года компания «Техноэкспорт» за получением лицензии на экспорт вооружения, боеприпасов и военной техники в министерство не обращалась. Кроме того, в указанный период министерством лицензии на экспорт в Великобританию вооружения, боеприпасов и военной техники, а именно снаряды 122 мм (для гаубиц Д-20), снаряды 152 мм (для гаубиц Д-30), ракеты для БМ-21 «Град», БТР-4 (БТР-82А либо упрощенных модификаций) и боеприпасы 120 мм (для минометов и ПТРК «Конкурс») не выдавались». Как-то не слишком уверенно ведомстве (к слову. отчего именно в этом, а не в Министерстве обороны?) отметили, что экспорт вооружения и боеприпасов осуществляется только при наличии гарантийного обязательства страны импортера, предусматривающего обязательную норму, что страна импортер не будет реэкспортировать данное вооружение и боеприпасы без разрешения уполномоченного органа Казахстана в сфере экспортного контроля. Скандал возник после публикации телеграм-канала «Берегини» о закупке британцами через некую иорданскую фирму Blue Water Supplies оружия у Казахстана для дальнейшей его переправки киевскому режиму: сделку якобы пытались протащить при посредничестве не имеющей профильной лицензии компании «Техноэкспорт», а договор на сумму в 46 млн долл. был заключен 16 июля 2022 года. 21 августа появилась информация о поиске западными эмиссарами авиаперевозчика для крупной партии ракет неустановленного типа для ВСУ из иорданского Аммана в логистический центр снабжения киевского режима в Жешуве – 7000 тонн грузов 14 рейсами на военных транспортниках Ил-76 и/или Boeing 747.
Несмотря на все отговорки, косвенным признанием наличия сделки стало объявление 27 августа главой правительства Алиханом Смаиловым на заседании комиссии по вопросам оборонной промышленности о приостановке республикой экспорта вооружений, военной техники и продукции военного назначения до конца лета 2023 года. Однако, примерно тогда же, по странному совпадению, вышеупомянутая фирма Blue Water Supplies якобы заключает соглашение о намерениях о поставках боеприпасов, теперь уже с Министерством обороны Киргизии. В Бишкеке клятвенно заверяют, что ни одного киргизского боеприпаса со складов не будет продано ни Иордании, ни Британии, ни тем более Украине. Как пишет издание «Версия», если даже продавать боеприпасы в Казахстане действительно запретили, то ничто не мешает передавать их «на утилизацию», а там, как говорится, возможны варианты…
Власти Казахстана сделали все возможное, чтобы не допустить поставок оружия киевскому режиму, прикрыв все лазейки, чтобы невозможно было продавать казахскую военную технику через любые фирмы-прокладки, заявил в недавнем интервью посол России в Астане Алексей Бородавкин: «Просто наложен мораторий на экспорт ВВТ из Казахстана. И за этим очень тщательно и строго следят». Однако оружие – не единственный чувствительный вопрос. В российских и казахстанских СМИ можно встретить информацию и продолжающихся поставках Киеву нефтепродуктов из казахстанского сырья. Одним из главных каналов поставок топлива из казахстанского сырья Украине является Румыния, где находится два основных румынских нефтеперерабатывающих завода – Petromidia и Vega, расположенные в городах Нэводарь и Плоешти в центре страны. Заводы эти принадлежат компании Rompetrol, являющейся, в свою очередь, торговой маркой группы KMG International N.V. – международной нефтяной компании, 100% акций которой находится в собственности национальной нефтегазовой компании Казахстана «КазМунайГаз». Эта разветвлённая структура к настоящему времени включает, среди прочего, более 1100 топливно-распределительных пунктов в Румынии, Грузии, Болгарии, Молдове, а также во Франции и Испании.
Отмечалось, что отгружаемое на НПЗ Rompetrol сырьё поставляется из Казахстана через систему Каспийского трубопроводного консорциума с терминалом в Новороссийске. Танкерами оно доставляется танкерами на Media Marine Terminal – морской терминал для приема сырой нефти в румынском порту Мидия, расположенный невдалеке от главного порта Румынии в Констанце. Этот терминал был построен в 1990-х – начале 2000-х годов именно для черноморских поставок части вывозимой нефти из Казахстана, и способен принимать крупнотоннажные танкеры (т.е класса «Суэцмакс»).
После переработки на румынских НПЗ нефтепродукты танкерами доставляются из черноморских портов Румынии на нефтебазы в Одесской и (по нефтепродуктопроводу или железной дороге) Винницкой областях. Либо – в Измаил, дунайский порт Украины вблизи впадения Дуная в Черное море. А оттуда нефтепродукты следуют по железной дороге до Одессы или Винницы.
Соответственно, высказывается предположение, что, учитывая реальную позицию Казахстана по отношению к СВО на Украине, высока вероятность, что часть своего «нефтяного» экспорта Казахстан регулярно направляет упомянутыми и другими «обходными» путями для ликвидации, точнее – для предотвращения топливного дефицита в ВСУ и, в целом, на Украине.
Казахстанская сторона пока не опровергает вышеупомянутых публикаций и содержащихся в них предположений, что наводит на вывод о том, что «дыма без огня не бывает», да и к объявленному мораторию на экспорт вооружений и военной техники применимо русская поговорка «доверяй, но проверяй»…
Алексей Балиев
I am not sure where you’re getting your info, but great topic.
I needs to spend some time learning much more or understanding more.
Thanks for magnificent information I was looking for
this information for my mission.