Зачем Литве приграничная с Россией Северо-Казахстанская область?
Заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко на днях принял Посла Латвийской Республики в РК Ирину Мангуле. Согласно официальной информации, стороны обсудили вопросы дальнейшего укрепления политического и межпарламентского сотрудничества, также сфокусировавшись на развитии торгово-экономической и инвестиционной деятельности. Собеседники отметили «серьёзный потенциал для укрепления сотрудничества в развитии действующего транспортного коридора между Казахстаном и Латвией, в частности, через Рижский, Вентспилский и Лиепайский порты». Кроме того, речь идёт о создании новых маршрутов «и альтернативных коридоров, необходимость в которых «возрастает пропорционально увеличению товарооборота между двумя странами». Отмечено также, что в Казахстане работают более 100 латвийских компаний, в то время, как и в Латвии представлено более 100 казахстанских. Активное сотрудничество осуществляется в области международных перевозок.
Согласно казахстанской статистике, за 2022 год товарооборот Казахстана с Латвией составил 216,2 млн. долл., увеличившись в 3,7 раза в сравнении с 2021 годом. И только за два квартала 2022 года валовый приток инвестиции из Латвии в РК составил 22,7 млн. долл. США, увеличившись в 1,7 раза.
При этом из Казахстана через Рижский порт в 2022 году было перевалено 1,05 млн. тонн грузов, из которых 1,03 млн. тонн – уголь. Через Вентспилский порт было перевалено 3,2 млн. тонн грузов, а через Лиепайский порт – 36 тыс. тонн угля из Казахстана и 36 тыс. тонн алюминиевых слитков. Эти объемы примерно на треть больше уровня эти перевозок в 2021 году, в т. ч. по Лиепайскому порту – больше почти наполовину. Эти перевозки осуществляются, в основном, транзитом через российскую территорию: Казахстан, напомним, избегает «чрезмерного» экспорта-импорта через российские порты в связи с их подсанкцонностью.
По данным же Eurostat, за 11 месяцев 2022 года импорт стран ЕС из Казахстана возрос до 4,9 млн. тонн против 780 тыс. тонн в аналогичный период 2021 года. Хотя отгрузки крупных объемов казахстанского угля по-прежнему осуществляются через порты Тамани и Усть-Луги, наиболее высокую динамику роста демонстрируют порты Латвии — Вентспилс и Рига. Отгрузка через Вентспилс выросла в 2,4 раза до 2,4 млн. тонн, а через Ригу — в 13 раз, до 630 тыс. тонн.
Роман Василенко высказал «готовность казахстанской стороны всемерно способствовать поддержанию данной динамики и активнее развивать сотрудничество с Латвией»; схожее мнение высказала и посол Латвии. Очередное заседание межправокмиссии по сотрудничеству планируется провести в Риге не позднее марта.
Почти одновременно с этими переговорами, Северо-Казахстанскую область (СКО) посетил посол Литовской Республики в Казахстане Гинтаутас Васюлис. На встрече посла Литвы и акима Айдарбека Спарова «обсудили вопросы укрепления взаимовыгодного сотрудничества». Собеседники отметили, что в прошлом году товарооборот между областью и Литвой увеличился в 1,7 раза и составил 2,2 млн. долларов США.
«Впереди большой объем работы, вместе будем реализовывать планы. Товарооборот нужно довести до 10 млн. долларов США. Пригласил литовских бизнесменов инвестировать в нашу область; мы готовы создать для этого все необходимые условия. Летом в нашем регионе откроется почётное консульство Литвы, что позволит расширить бизнес- и культурные связи», – отметил в своем телеграм-канале А. Сапаров.
Как отмечают казахстанские источники, торговый потенциал региона в перспективе повысится – например, за счет прибалтийских стран, в частности Литвы… Объёмы взаимной торговли могут существенно повыситься, поскольку и литовцы в связи с последними геополитическими событиями в поиске новых торговых партнеров. Соответственно, Казахстан для прибалтов может стать альтернативным источником сырьевых поставок, «а Литва для нашей страны – “воротами” на рынке ЕС».
Поясняется, что для Северо-Казахстанской области в таком случае откроются перспективы в главной для региона сфере экономики – сельском хозяйстве. Литва в данном направлении достаточно продвинутое государство, где агропром (включая пищевую промышленность) формирует 8 % от общего ВВП, «а средняя урожайность зерновых, при куда меньших посевных площадях чем в СКО, составляет в Литве 37 ц/га. Для сравнения: по итогам уборочной кампании 2022 года североказахстанские аграрии показали результат в 14,7 ц/га». Так что, в этом плане «литовцам есть что предложить для СКО».
«Только за счет обмена опытом в агротехнологиях, делая некоторые корректировки на климатические условия, но все-таки именно за счёт технологий мы можем в разы поднимать в РК производительность. И это является как раз той направляющей, в которой мы больше всего хотели бы сотрудничать», – рассказывает Гинтаутас Васюлис, побывавший на некоторых объектах в областном центре. Товарооборот между Казахстаном и Литвой достиг 1,5 миллиарда евро, однако есть куда расти и «нельзя останавливаться на одном месте. Нам необходимо и дальше расширять сферу сотрудничества и двигаться вперед. В ходе поездки я посетил ряд производственных объектов. Работа идет полным ходом. Сегодня нас интересует сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Заметим, что СКО имеет обширную – свыше 300 км – границу с Россией, а Литва (как и Латвия) по праву числятся среди передовиков по радикальной русофобии в стане НАТО. Так, с началом СВО в Вильнюсе неоднократно угрожали перекрытием транзита в российский эксклав, предпринимая провокационные шаги в данном направлении.
Соответственно, вполне уместен вопрос – только ли зерновая и пищевая отрасли являются причиной столь внезапно пробудившегося интереса литовских марионеток Вашингтона к сотрудничеству с приграничной с Россией Северо-Казахстанской области? И что может находиться «за фасадом» предполагаемого к открытию не позднее середины лета почётного консульства Литвы в Петропавловске?
Алексей Балиев