В последнее время многие коллеги из Казахстана и других стран Центральной Азии спрашивают меня «как Россия переживает санкции?» Частично – это связано с огромной массой дезинформации о проблемах, с которыми будто бы столкнулась страна после начала конфликта на Украине.
Частично – США откровенно угрожают вторичными санкциями всем странам СНГ. Причем тот же Казахстан не спасли даже поставки оружия Киеву. Вашингтон все равно считает Астану нелояльной и хочет наказать за недостаточное противодействие российской политике. В общем, США в ярости, жертвами экономической агрессии станут все, поэтому самое время учиться у России жить в новых условиях.
Естественные вопросы: как простые люди переживают экономическую агрессию? Сказывается ли она на уровне или образе жизни? Что с протестными настроениями или недовольством спецопераций на Украине?
Я коротко отвечу на основные вопросы о ситуации в России, которые мне задают друзья и коллеги из Центральной Азии.
Общество, государство и спецоперация
Для начала: подавляющее большинство россиян поддерживают спецоперацию на Украине (СВО). По данным российского социологического центра ВЦИОМ, за нее выступает 70% населения. Иностранные данные говорят о том же. По данным «Левада-центра» (организация-иностранный агент) – 75%. По данным исследования «Russian Field» (выполнено при участии иноагента) – за спецоперацию 69%. В общем, цифры отличаются минимально, что у российских, что у антироссийских социологов.
Помимо словесной поддержки россияне очень активно участвуют в СВО. За прошедшие месяцы создано около 40 «именных» добровольческих батальонов для участия в спецоперации. Около 75 тысяч человек стали волонтерами – помогают снабжению освобожденных территорий и военных на фронте, работают с беженцами. Миллионы рублей жертвуются россиянами на помощь бойцам СВО.
Массовую поддержку спецоперации россиянами признают и на Западе. Британское BBC оценивает СВО, как «войну не Путина, а России». Издание правительства США «Настоящее время» пыталось получить антивоенные заявления в разговорах с россиянами, но вынуждено было признать массовость поддержки Путина и СВО.
Американский экспертный «Центр Карнеги» выпустил большое исследование о том, как и почему россияне поддерживают СВО, рассматривают ее как защиту от агрессии НАТО. Он также отмечает, что на фоне спецоперации в РФ практически исчезли протестные настроения.
Действительно, по данным того же ВЦИОМ, рейтинг Путина вырос с 66% в январе 2022 до 80% в сентябре. Протестные настроения сократились с 37% до 21%. Снижение протестных настроений признает также «Левада-центр» (иноагент).
Поддержка СВО россиянами не менее, а даже более массовая, чем, например, в Казахстане и Кыргызстане.
Неработающие санкции
Только очень аполитичный человек не знает, что санкции против России – не работают.
По данным Международного энергетического агентства, доходы России от экспорта энергоносителей выросли на 38% в сравнении с прошлым годом. Обогатилось и государство: нефтегазовые доходы бюджета выросли почти в полтора раза, совокупные доходы – на 24,4%.
Провал экономических санкций против России признали крупнейшие западные издания: Wall Street Journal, Guardian, Newsweek, National Interest, New York Times, Financial Times. Любопытно, что СМИ Центральной Азии, работающие на западные гранты, эту информацию до читателей не доносят, явно стремясь, чтобы обсуждение провала антироссийской политики не дошло до стран, которым США и НАТО грозят «вторичными санкциями».
Зато по странам Запада собственные санкции бьют очень больно. Президент США Байден этим летом уже ввел в политику выражение «Путинское повышение цен» (экономический ущерб американцам от собственных антироссийских санкций). Еще в марте итальянский политик Паоло Савони емко описал их суть фразой: «Я думал, что санкции против России. Пока не заехал на заправку».
Можно взглянуть на сводки продаж после начала спецоперации:
• Онлайн продажи за год выросли в полтора раза;
• Туризм – в полтора раза увеличились продажи билетов на автобусы и поезда, выручка отелей на 12%;
• В два раза выросли продажи для сада и дачи;
• На 58% выросли продажи игровых консолей;
• Продажи ноутбуков выросли в три раза;
• В России вырос спрос на бытовую технику.
Россияне достаточно неплохо адаптировались к новым условиям. Там, где продажи ограничивают ограничения на ввоз товаров из Европы – их замещает продукция промышленных гигантов Азии.
Так что, несмотря на экономическую агрессию Запада – деньги есть и у госбюджета России, и у рядовых граждан. И США и ЕС могут сколько угодно добавлять новые страны в санкционные списки, но это будут санкции против самих себя.
Вывод
Враждебность Запада к России, бесконечные санкции по поводу и без, провоцирования войн на Украине и Ближнем Востоке – не новость для россиян. Поэтому наравне с естественной печалью, связанной с насилием на Украине, многие испытывают удовлетворение, что вялотекущий конфликт стал явным, и появилась возможность его разрешения.
Российская армия и ее союзники сейчас защищают не только правительство и государство, но и общество, его задачи, образ жизни и само существование.
И многие в России считают актуальной старую фразу: «Враг будет разбит, победа будет за нами».