С большой долей вероятности можно прогнозировать, что действующий президент страны одержит победу на предстоящих выборах и фактически получит полный карт-бланш на следующие семь лет, что позволит ему пойти на, возможно, непопулярные, но кардинальные политические и экономические реформы. И тут возникает вполне резонный вопрос: как Касым-Жомарт Токаев распорядится этой возможностью? Какие первоочередные шаги во внутренней и внешней политике, в социально-экономической сфере наиболее ожидаемы с его стороны? Мнением на этот счет поделились эксперты.
Уразгали Сельтеев, политолог, директор Института евразийской интеграции:
«Президенту придется «ломать» систему, не допуская ее дестабилизации»
— Думаю, Касым-Жомарт Токаев прекрасно осознает, что предстоящие семь лет для него как политического лидера станут решающими. Придется бросить все усилия на достижение заявленных целей. При этом он освобождается от каких-либо внутренних для себя ограничений. Единственное, чем будет руководствоваться президент в таких обстоятельствах, — это обязательства и ответственность перед электоратом, перед казахстанцами. Иными словами, у него станет больше возможностей работать без оглядки и при необходимости принимать непопулярные, но рациональные решения.
О том, что такое общественный запрос на справедливость и насколько он высок, знают уже все, а не только таксисты и домохозяйки. То есть, главная проблема и обозначена, и уже четко закрепилась в массовом сознании. Но теперь у граждан сформировались чрезмерно высокие ожидания. И если не начать демонстрировать результаты, то настроения в обществе рано или поздно пошатнутся, и последствия этого могут быть непредсказуемыми.
В предвыборной программе Касым-Жомарта Токаева преобладают тактические задачи с конкретными проектами, цифрами, показателями. Поэтому, прежде всего, важно осуществить эти меры, которых особенно ждут люди. Они вполне реализуемы, поскольку просчитаны и подкреплены ресурсами. Речь идет о решении базовых проблем в развитии регионов. Если не вдаваться в детали, то это доступ всех граждан к качественной питьевой воде и медицинским услугам, полный охват детсадами и школами, приведение в порядок дорог, газификация, строительство нового жилья, создание новых производств с постоянными рабочими местами, снижение экологического вреда.
Неоднократно говорил и повторю сейчас, что нам повезло с президентом-интеллектуалом. Более того, он обладает высоким эмоциональным интеллектом, ему присуща социальная эмпатия. И это находит отражение в принимаемых управленческих решениях, особенно касающихся социальной политики. Уверен, что для Касым-Жомарта Токаева принципиально важно выполнить данные им обещания. Явно просматривается его искреннее стремление исправить ошибки, допущенные в прошлом, и установить честные и справедливые правила функционирования государства и общества.
Поэтому он, скорее всего, сосредоточится на трех фундаментальных направлениях, от которых зависит все государственное устройство.
Во-первых, необходимо провести кардинальную реформу судебно-правовой системы. Важно достичь того, чтобы все её субъекты выполняли только свое предназначение, причём профессионально и честно. То есть, чтобы полиция раскрывала преступления, устанавливала подозреваемых и собирала доказательную базу, прокуратура осуществляла надзор за соблюдением законности в интересах защиты прав граждан, а суды выносили беспристрастные и единообразные приговоры, основываясь в равной степени на доводах защиты и обвинения. Вот тогда люди поверят в Справедливый Казахстан, и наступит реальное верховенство закона, на основе которого смогут нормально функционировать экономическая, социальная и политическая системы.
Во-вторых, предстоит начать практическую реализацию политических реформ. Поскольку лично для главы государства нет никаких рисков в плане ослабления его властных позиций в течение семи лет (после чего он собирается сложить свои полномочия), то следует добиваться создания по-настоящему открытой политической среды и условий для конкурентной борьбы между другими субъектами и институтами. Это потребует в том числе углубления и расширения политических изменений.
В-третьих, надо понимать, что госаппарат перестал быть живым организмом. В нынешнем своём состоянии он неспособен трансформироваться, менять подходы и методы. К тому же многие не хотят терять прежние комфортные условия. В окружении президента еще много консерваторов и ретроградов, которые саботируют и препятствуют осуществлению инициированных им реформ, исходя из каких-то личных мотивов и заинтересованности. Поэтому придется отчасти «ломать» систему, но не допуская ее дестабилизации. Следует провести серьезную зачистку госорганов от некомпетентных и недобросовестных чиновников, включая управленцев, занимающих топовые позиции. Необходимы смелые кадровые решения, по большей части экспериментального характера. Надо рисковать, тем более что терять нечего. Риторика о том, что некем менять, уже несостоятельна. Если действующие чиновники, придерживающиеся старых подходов, не хотят сами меняться, то пора дать шанс другим, находящимся «вне системы». Не стоит бояться, что произойдет управленческая разбалансировка, – по-другому обновить госаппарат, повысить его качество и эффективность не получится.
В вопросах внешней политики Касым-Жомарт Токаев уже доказал своими действиями, что будет и дальше отстаивать национальные интересы. Все дипломатические усилия направлены на защиту суверенитета Казахстана и извлечение экономической пользы. Завести в страну 150 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций – очень амбициозная заявка. Поэтому дипкорпус уже сейчас работает со всеми ключевыми государствами Европы, Ближнего Востока, Восточной и Юго-Восточной Азии, пытается дать гарантии и завлечь перспективными проектами. Но здесь немало рисков, вызванных сильным геополитическим давлением. Важно удержать баланс и равномерную представленность в нашей экономике ведущих игроков мировой политики, чтобы все были заинтересованы в сохранении внутриполитической стабильности в Казахстане.
Айман Жусупова, социолог, руководитель проектов EurasianCenterforPeopleManagement:
«Переформатирования требуют институты, призванные выражать интересы населения»
— В нашей стране много системных проблем. Они в равной степени лежат как в социально-экономической, так и в политической плоскостях. В обществе растет запрос на участие, на прозрачность в сфере принятия решений, подотчетность. И в этой связи те инструменты, которые ранее использовались для «поглощения» гражданской и политической активности, уже не сработают. Даже в развитых странах громоздкие институты, призванные выражать интересы населения, пользуются все меньшей поддержкой, чему в решающей степени способствуют социальные сети, возможность через них напрямую высказывать то, что волнует граждан. Поэтому, если говорить о политике, то пересмотра, переформатирования требуют, прежде всего, именно такие институты – политические партии и профсоюзы, эффективность которых уже давно вызывает большие вопросы.
Что касается социально-экономической сферы, то тут, как мне кажется, особо комментировать нечего. Высокий уровень закредитованности населения, рост инфляции – все это может привести к росту социального напряжения в обществе. А тяжелее всех приходится сельчанам. Поэтому, на мой взгляд, после вероятного своего избрания на следующий срок президент должен уделить самое пристальное внимание именно положению дел на селе.
Не секрет, что массовая внутренняя миграция обусловлена, главным образом, безработицей, уровень которой особенно высок в сельской местности. Да и других трудностей там немало. По-прежнему остро стоят проблемы, связанные с инфраструктурой, здравоохранением – нередко на пару сёл приходится лишь один врач. Как показывают результаты различных исследований, для молодежи критически важными являются вопросы социализации, получения навыков, которые в будущем могут способствовать её самореализации, качественного досуга. Между тем, в глубинке они вообще не стоят в повестке дня. Иначе говоря, сельское население, по сути, предоставлено само себе. При этом его доля в Казахстане довольно высока.
Нельзя сказать, что в данном направлении ничего не делалось. Выдвигались благие идеи, принимались разные программы. В городах организовывались ярмарки, на которых сельчане могли реализовать произведённую ими продукцию. Тем не менее, доля товаров отечественных фермеров на казахстанском рынке остается низкой, мы покупаем преимущественно продукцию (а значит, поддерживаем) сельхозпроизводителей соседних стран.
Серьезной доработки требует программа «С дипломом в село». Отдельно стоит сказать о необходимости контроля за реализацией программы «Ауыл – ел бесігі»: пока ее реализаторы рапортуют только о суммах выделенных средств, в то время как качество строящихся объектов инфраструктуры вызывает большие вопросы.
Кроме того, необходимо изменить подходы к решению вопросов занятости тех сельчан, которые хотят посвятить себя аграрному производству, предпринимательству. Их нужно обучать современным методам ведения сельского хозяйства, бизнес-навыкам. Организовать такие курсы можно в тех населенных пунктах, которые определены как «опорные». Причём обучение нужно вести на казахском языке. Оно должно носить абсолютно прикладной характер с привлечением ведущих специалистов в этих сферах. Как показывают многочисленные исследования, на селе желающих заниматься предпринимательством, особенно среди молодёжи, очень много…
Автор статьи: Юлия Кисткина