В последние несколько лет в Кыргызстане усилились нападки на русский язык. С одной стороны, эти нападки нужны для «приобретения очков» на политическом поле страны, с другой — своего рода, возможность отвлечь население от реальных экономических проблем, коих в Республике накопилось немало.
Языковая тема в стране достаточно болезненно воспринимается. Тому есть несколько причин. Одна из них – это постоянная миграция русскоговорящего населения. Соответственно, на их место приезжают люди из регионов.
В 2003 году было проведено исследование, в котором приняли участие 53% кыргызов и 35% русских. 52% отвечали на кыргызском, а 37% — на русском. По выбранному языку ответов стало понятно, что для части кыргызов русский язык более удобен в использовании, чем якобы родной кыргызский.
Чуть позже, в 2006 году Центром изучения общественного мнения «Ой-Пикир» совместно с «Институтом евразийских исследований» было проведено интересное социологическое исследование, в котором респондентам задавали вопрос: «Как вы относитесь к гипотетическому лишению русского языка официального статуса?»
Из ответов респондентов выяснилось, что 57,1% не поддержали эту идею. Скорее не поддерживают – 26,6%. Полностью же поддержали эту идею всего – 3,7% населения.
С тех пор прошло 16 лет. Более «свежих» данных найдено не было. Вполне возможно, что стоит провести подобное исследование ещё раз?
В 2009 году в Кыргызстане была проведена перепись населения. 71% жителей указали, что являются носителями кыргызского языка. При этом 50% опрошенных жителей заявили, что стали учить русский язык. Носителями русского языка являлись – 9% жителей.
В 2011 году при возможности выбора языка анкетирования при опросе 31% респондентов отвечали на русском языке, всё так же — 52 % отвечали на кыргызском. При этом 52% участников указали, что воспитывались в кыргызоязычной семье и 44% в русскоязычной. В 44% входят не только те, кто считает русский язык первым языком общения, но и те, кто не считает его таковым.
Ещё в 2012 году депутат от партии СДПК Ирина Карамушкина в одном из интервью говорила, что, приехав в южные регионы Кыргызстана, столкнулась с тем, что студенты университетов уже не говорили по-русски, но при этом понимали русскую речь.
С 2015 года при обращении в госструктуры Бишкека требовалось знать и говорить на кыргызском языке. Одна из жительниц столицы рассказала, что при обращении в ГАИ всё разбирательство шло на кыргызском языке.
«Стукнули мою машину, все разбирательство в ГАИ велось на кыргызском языке. А я ничего не понимала. Когда попросила разговаривать на русском, мне сказали, что это мои проблемы, что я не понимаю. И это не первый случай, связанный с госструктурами. Да и с простым народом тоже часто бывает».
В 2022 году автор этой заметки, был с рабочим визитом в Кыргызстане. В числе участников его пригласили на конференцию, организованную Фондом «Евразийцы – новая волна». Что бросилось в глаза, так это обсуждение вроде бы русскоговорящей конференции на кыргызском языке.
Телевидение – наше всё?
В 2016 году было проведено небольшое исследование о влиянии «мягкой силы» на умы кыргызстанцев. Из 150 опрошенных, проживающих в разных регионах страны, 73% смотрят российские новостные передачи.
А уже в 2017 году «Фондом Сорос Кыргызстан» был проведён опрос, «Медиа предпочтения населения Кыргызстана», из которого стало ясно, что 16% респондентов дома говорят на русском языке, а 67,6% на кыргызском. Соответственно, по состоянию на 2017 год доля просматриваемых телепрограмм составляла 38% на русском языке и 54% — на кыргызском.
В 2020 году (август) IRI проведён опрос среди жителей Кыргызстана. Респонденты отвечали на кыргызском (63%), русском (35%) и узбекском (2%) языках.
А уже в декабре 2020 года доля респондентов, отвечающих на русском языке, снизилась на 10% и составила 25% . В 2021 ситуация не изменилась. Цифры остались такими же.
***
Вышеизложенные данные говорят о том, что постепенно русский язык уходит из обихода. При этом нельзя не заметить, что в обществе есть огромный запрос на изучение русского языка. Особенно это отчётливо видно в регионах.
Ещё в 2012 году простые жители регионов Кыргызстана обращались к парламентариям с просьбой об открытии школ и классов с русским языком обучения. Нельзя не отметить, что Минобразования России ежегодно передаёт учебники на русском языке в школы Кыргызстана. Однако, для быстрорастущего населения страны, условно говоря, 200 тысяч учебников в год – сравнительно мало.
С такими тенденциями, русский забудут даже те, кто его знал.