Страны БРИКС постепенно отказываются от крайне неустойчивой валюты — доллара США и речь уже идёт о переходе к новой мировой валюте. Когда может быть введена новая валюта БРИКС, на основе чего она будет функционировать и почему может потеснить доллар и евро, пишет портал «Life.ru».
Как рассуждает в своей статье американский политолог Александр Роджерc, страны БРИКС обратились к экспертам банка и попросили уточнить как будет работать новая общая валюта. По своей сути, вопрос о переходе к новой валюте и замене доллара обсуждается уже не один год.
Хотя власти Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР и не торопились с этим процессом, но в последнее время действия Соединенных Штатов стали все более агрессивными. Ввод новых санкций против различных стран мира, а порой и откровенные угрозы властям ряда центральноазиатских стран — все это вынуждает государства, не согласные с американской политикой, ускорить процесс перехода к новой мировой резервной валюте.
В 2014 году под эгидой БРИКС был создан “Новый банк развития”, который в перспективе может стать аналогом ФРС и МВФ. Его целью является мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах организации. По информации из различных источников банк в настоящее время активно вовлечён в разработку концепции новой резервной валюты.
На сегодня в рамках БРИКС рассматривается два основных сценария внедрения резервной валюты:
- Использование валюты одной из стран в качестве резервной. В этом сценарии есть определённые сложности. Учитывая экономический потенциал стран-участниц, можно предположить, что наилучшим образом на роль резервной валюты подходит китайский юань. Однако это пока вызывает ряд разногласий внутри блока, да и сам Китай не спешит с такими масштабными реформами, которые затронут его национальную валюту.
- Создание наднациональной резервной валюты. Этот вариант более реалистичен. На практике уже были реализованы подобные проекты, например валюта ECU (Европейский экономическое сообщество / Европейский союз, 1979-1991) или переводной рубль в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949-1991), прекративший своё существование с разрушением СССР. В настоящее время есть несколько действующих примеров таких проектов. Это, например, такие квази-валюты, как “Сукре”, использующийся странами Латинской Америки и Карибского бассейна, или как называемые “специальные права заимствования” (SDR, Special Drawing Rights), которые использует МВФ.
Проект создания наднациональной резервной валюты BRICS сопряжён с необходимостью решения ряда сложных задач, в частности:
- вопрос определения и поддержания курсов валют стран-участниц друг к другу. Принципиально решение этой задачи может лежать, например, в плоскости соотношений ВВП, внешнеторговых балансов, или в привязке к золотому запасу стран, что наиболее вероятно, учитывая что в последние годы страны BRICS активно скупают золото на мировом рынке
- вопрос администрирования новой общей валюты, включая децентрализацию, эмиссию, обеспечение ликвидности и инвестиционно-кредитных механизмов.
Нефтедоллар прекращает своё существование
Нефтедоллар является результатом усилий США по обеспечению доступа к ближневосточной нефти, а также замедлению обесценивания доллара в начале 1970-х годов.
К 1974 году доллар США находился в шатком положении. В 1971 году из-за расточительных расходов как на войну, так и на программы социального обеспечения Соединенные Штаты больше не могли поддерживать установленную мировую цену на золото в соответствии с Бреттон-Вудской системой. Его стоимость по отношению к золоту упала, поскольку предложение долларов увеличилось как побочный продукт растущих дефицитных расходов. Иностранные правительства и инвесторы начали терять веру в доллар.
В ответ на эти события Ричард Никсон объявил, что США откажутся от Бреттон-Вудской системы. Доллар начал плавать по отношению к другим валютам. Неудивительно, что эта девальвация не восстановила доверия к доллару. Более того, американские власти не предприняли никаких усилий для сокращения дефицита бюджета. Поэтому Вашингтону нужно было продолжать искать способы продажи государственного долга без повышения процентных ставок. То есть США нужно было больше покупателей на свой долг. Мотивация к исправлению ситуации еще больше возросла после 1973 года, когда первый нефтяной шок еще больше усугубил вызванную дефицитом ценовую инфляцию, которую переживали американцы.
Но к 1974 году огромный поток долларов из США в Саудовскую Аравию, главного экспортера нефти, подсказал решение. Никсон добился соглашения, по которому Соединенные Штаты начали покупать нефтяное топливо у Саудовской Аравии, а также предоставлять королевству военную помощь и оборудование. В свою очередь, саудовцы использовали свои доллары для покупки американских казначейских облигаций и помощи в финансировании дефицита бюджета США.
С точки зрения государственных финансов это оказалось беспроигрышным вариантом. Саудовцы получили защиту от геополитических врагов, а США — новое место для списания крупных сумм государственного долга. Более того, саудовцы могли разместить свои доллары в относительно безопасных и надежных инвестициях в Соединенных Штатах. Расходами на нефть США создавали новый спрос на свой долг и доллары.
Еще не так давно Саудовская Аравия, которая более 50 лет торговала нефтью за доллары, стала принимать в качестве оплаты и китайские юани. Иран и Венесуэла торгуют своей нефтью за российские рубли. Таким образом, «нефтедоллар» почти прекратил своё существование, полагает политолог.
Если в ближайшее время и другие государства откажутся покупать нефтяное топливо за доллары, то и спрос на американскую валюту снизится. А после этого, доллар, уже «ненужный» начнёт оказывать дополнительное инфляционное давление на экономику Соединенных Штатов Америки.
Почему новая валюта может быть более ликвидной, чем доллар?
На сегодняшний день в промышленный потенциал БРИКС входят природные богатства всех пяти стран объединения (Бразилия, Россия, Индия, КНР и ЮАР). Именно поэтому, новая валюта гораздо более ликвидна, нежели чем ничем не обеспеченные долговые обязательства США (US Treasuries).
И действительно, газовое месторождение, нефтяная вышка, алмазные копи или небольшой завод — это гораздо более весомый актив, нежели, чем американское Госказначейство с его десятками триллионов долгов и постоянно повышающимся потолком госдолга, считает Роджерс.
Интересно, что на сегодняшний день реальный ВВП Поднебесной ($17,3 трлн.) лишь немного отстаёт от показателя Соединенных Штатов. ($23,32 трлн). А совокупный ВВП стран БРИКС больше совокупного Внутреннего валового продукта стран G7.
На долю стран БРИКС уже приходится 23% мирового внутреннего валового продукта (ВВП) и более 42% населения планеты. В настоящее время еще как минимум 19 стран, включая Саудовскую Аравию, намерены присоединиться к БРИКС, и это значительно усилит влияние группы.
На данный момент Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР аккумулируют валютные средства в размере $100 млрд, выступая в качестве финансового амортизатора. Эти средства могут быть использованы в чрезвычайных ситуациях, что позволит участникам избежать помощи Международного валютного фонда. Начиная с 2015 года, банк БРИКС одобрил кредиты на инфраструктуру, транспорт и водоснабжение на сумму более $30 млрд.
Как отметил исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока РАН Кирилл Бабаев: «совокупный ВВП стран БРИКС составляет примерно 25%, чуть меньше, мирового ВВП, в то время, как, например, ВВП стран «Большой семерки» так называемой, — чуть больше 28% по итогам 2020 года, а сейчас, возможно, уже и меньше. То есть по сути дела, я думаю, что в ближайшее время мы подойдем к ситуации, когда по совокупной экономической роли в мире, в мировой экономике, страны БРИКС будут преобладать над странами Большой семерки».
Даже сама G7 уже потеряла смысл, так как часть из входящих в «Семёрку» стран не входят в список крупнейших экономик мира по факту и занимают эти места по инерции
Еще одной причиной того, что новая валюта БРИКС будет устойчивой — это то, что БРИКС — это открытая структура (в отличие от G7). В то же время заявки в неё уже подали 30 стран мира. В том случае, если все заявки государств на вступление в организацию будут приняты, то совокупный ВВП стран БРИКС может превысить половину мирового внутреннего валового продукта, отметил американский эксперт.
Разумеется, что у такой мощной организации будет не только своя валюта, но также и новые механизмы межбанковских переводов, расчётов для взаимной торговли. После этого, доллар уже не будет использоваться, как прежде и смысл в нём отпадёт.
«Соединенные Штаты уже давно потеряли звание ведущей промышленной страны мира, уступив её Китаю, теперь они постепенно стали сдавать и военные позиции. Если доллар потеряет статус резервной валюты, а желающих перевести расчёты и сбережения в единую валюту БРИКС станет очень много, то кому будет необходим доллар?», — подытожил Роджерс.
Какой будет валюта БРИКС — мнение экспертов
Как отметил доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец: «оптимальным вариантом новой валюты БРИКС может стать юань, либо ее формирование на основе полезных ископаемых или сельскохозяйственного экспорта».
«Второй вариант — формирование валюты с опорой либо на золото, либо на корзину металлов, нефти, зерна и другого сельскохозяйственного экспорта, который есть у всех стран БРИКС и может стать обеспечением этой единой валюты», — сказал Зубец.
По его словам, новая совместная валюта сможет использоваться в расчетах не только стран БРИКС, но и ШОС, ЕАЭС и других блоков.
Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин подчеркнул, что единая валюта стран БРИКС — это один из этапов интеграции государств по политическому и экономическому принципу.
«Если будет создана единая валюта стран БРИКС, она будет привязана именно к юаню, так как БРИКС — это «Китай плюс еще несколько стран», — считает Потавин.
Потавин отметил, что разные страны этого объединения периодически активизируют обсуждение возможности создания корзины резервных валют, которая бросила бы вызов доминированию доллара США в международных сделках. Но он добавил, что у членов БРИКС нет единого мнения по дедолларизации на групповом уровне и большинство стран БРИКС по-прежнему держат в своих резервах большие объемы активов в американских долларах.
Ранее, 22 мая, обозреватель AgoraVox Александр Лемуан сообщил, что Бразилия выступает за создание единой валюты БРИКС и такой придерживается ЮАР.
6 февраля министр финансов России Антон Силуанов не исключил, что в странах БРИКС может появиться единая валюта, в качестве которой может быть придумана наднациональная расчетная единица.
Глава МИД России Сергей Лавров 25 января заявил, что инициатива о создании валюты содружества нескольких государств будет обсуждаться на саммите в ЮАР в августе.