«Как-то так получилось, что все наши «ура-патриоты», существующие на англо-саксонские гранты, сейчас разгоняют тему Кемпир-Абадского водохранилища. Я не из тех людей, которые поддерживают правительство, но то, что мы сейчас подписываем соглашение с Узбекистаном – прекрасно». Такое мнение на круглом столе «Итоги Астанинских саммитов. Роль Кыргызстана в региональных интеграционных процессах» высказал политический обозреватель Александр Ильяев.
«Новым соглашением мы получим хорошие добрососедские отношения с Узбекистаном — крупной региональной державой. Зачем разгонять эту тему? Тем более, когда речь идет о строительстве железной дороги КР-КНР-РУ», — сказал он.
Аналогичное мнение высказывают и другие эксперты, которые говорят, что граница с Узбекистаном – это вторая по протяженности граница Кыргызстана, которая проходит через 4 области. И поэтому власти берут на себя большой политический риск, понимая, что будут недовольные.
«Нужно понимать, что любые переговоры возможны только там, где есть уступки. Кыргызстан очевидно не пошел ни на какую серьезную территориальную потерю. Да, есть серьезные вопросы по Кемпир-Абадскому водохранилищу, но оно будет под совместным управлением. Это большое достижение. Те, кто изучил вопрос, поймут, что здесь подход крайне взвешенный и обдуманный потому что на кону реализация проектов на десятки миллиардов долларов. Это: кыргызско-китайско-узбекская железная дорога, газопровод Таджикистан-Кыргызстан-Узбекистан-Китай. Десятки миллиардов долларов, огромный рост приграничной торговли, процветание всей Центральной Азии – вот что стоит на кону. Этому мешает неурегулированность границ. Сейчас мы подошли к тому, что мы можем решить этот вопрос», — говорит политолог Денис Бердаков.
Политологи отмечают, что решение приграничного вопроса с Узбекистаном прежде всего дает возможность Кыргызстану переключить все свое внимание на решение аналогичного вопроса с Таджикистаном, который для нашей страны с учетом прошедших военных конфликтов остается самым актуальным. По этому поводу президент КР Садыр Жапаров в интервью СМИ сказал, что провокаторы, понимая все это, все равно пытаются будоражить народ
«Сколько раз мы им все подробно разъясняли, и они все понимают, но все равно делают свое. Их главная цель – дестабилизировать обстановку в стране. Конечно, мы этого не допустим. Прикрываясь демократией, они уже переходят все границы. Благо, наш народ благоразумный и не ведется на их провокации. Мы также знаем, за чей счет они проводят митинги, организовывают пеший марш», — сказал глава государства.
Напомним, вчера в Бишкеке были задержаны ряд политиков и активистов из так называемого комитета по защите Кемпир-Абада, которых подозревают в организации массовых беспорядков с последующим захватом власти. Чтобы понять, что представляют из себя эти лица достаточно заглянуть в интернет и тогда сразу сложится представление, откуда, как говорится, ноги растут.
Начнем с того, что некоторые имена членов этого комитета знакомы нам по публикациям, связанных с грантами и западными донорами. Помнится, в 2019 году СМИ писали, что экс-депутат Равшан Жээнбеков и правозащитница Рита Карасартова были замечены на встречах с членами Национального фонда в поддержку демократии (NED), которые на поверку оказались кадровыми офицерами ЦРУ. Кроме этого, Жээнбеков и Карасартова принимали участие в марше за права женщин, в котором оказались замечены представители ЛГБТ.
Другой член комитета — Асия Сасыкбаева одно время была председателем совета директоров фонда «Сорос — Кыргызстан», а это организация, как известно, подозревается и не беспочвенно в организации цветных революций в ряде стран. По этой причине, кстати она и запрещена во многих странах, в том числе, в России.
Кстати, совпадение это или нет, но не так давно стало известно, что Таджикистан может получить от США десятки военных вертолетов и самолетов, что само по себе является тревожным сигналом для Кыргызстана. При этом, стоит отметить, что военная помощь США соседней республике заметно активизировалась за последнее время. Намеренно это делается или нет, неизвестно, но по случайному совпадению в самом Кыргызстане в это время так называемые прозападные активисты пытаются помешать принятию соглашения с Узбекистаном, которое раз и навсегда решит приграничный вопрос, а самое главное, как уже выше отмечалось, даст возможность нашей стране полностью переключиться на решение спорных вопросов с Таджикистаном.
Другие члены комитета по защите Кемпир-Абада не были замечены во связях с западными спецслужбами, но уже успели наследить в громких коррупционных скандалах и поэтому их участие во всей этой заварушке вполне объяснимо и вполне в традициях кыргызстанского общества. Мы уже привыкли, что подобные лица в случае возбуждения уголовного дела во всеуслышание заявляют о политическом преследовании.
Речь, в частности, о Канатбеке Исаеве, который успел разбогатеть еще в бытность градоначальником Токмака. Он, помнится, был настолько уверен в своей неуязвимости, что, как говорится в фабуле его дела, «отмывал средства через все возможные муниципальные службы».
После революции 2010 года Исаев становится депутатом ЖК от партии «Республика». И это при том, что 26 июня 2010 года Управлением ГСФП по Чуйской области возбуждает против него уголовное дело по ст.304 ч.3 п.1 («Злоупотребление должностным положением») и даже по ст.305 ч.1 («Пытка») УК КР. Поводом послужила незаконная реализация здания бывшего общежития ОАО «Ак-Була» по заниженной стоимости. В итоге ущерб государству составил 2 млн. 117 тыс. 880 сомов.
Второе уголовное дело в отношении уже депутата ЖК Исаева последовало спустя полгода — 2 ноября 2010 года. На этот раз следствие выяснило, что экс-градоначальник продал незаконно здание городской библиотеки в частную собственность.
Еще одна известная фигура — Азимбек Бекназаров, имеющий прозвище «бульдозер революции», не так давно лишился теплого местечка в прямом смысле этого слова – должности посла КР в Малайзии. Поэтому он по своей традиции сразу же вступил в оппозицию, как и многие другие члены этого комитета.
Что касается других заметных членов комитета вроде Адахана Мадумарова или Клары Сооронкуловой, то о них мы поговорим в следующей публикации.