15-16 сентября взор всего мира был устремлён на Восток. В эти дни в Узбекистане впервые с начала пандемии прошёл офлайн – саммит ШОС. На него собрались главы 9 государств – членов организации. Между президентами стран был подписан целый ряд соглашений, одно из которых — о строительстве железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Разработка этого экономически значимого проекта для всего региона началась ещё в далёком 1994 году. Однако на тот период мир вошёл в зону геополитической турбулентности, и поэтому проект был не реализован. И вот, наконец, свершилось.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров выразил уверенность, что «подписание соглашения о взаимопонимании по данному проекту в рамках данного саммита ШОС станет важной основой для дальнейших практических совместных действий между китайской, Кыргызской и Узбекской сторонами. Данный документ закрепит единство намерений Китая, Кыргызстана и Узбекистана в строительстве дороги».
По замыслу этот проект должен связать всю Азию: от китайского побережья до Ближнего Востока. Пропускная способность же должна составить 13 миллионов тонн в год, а Кыргызстан намерен зарабатывать около 200 миллионов $ только на транзите.
Однако подписание этого важного документа было омрачено начавшимся конфликтом на границе Кыргызстана и Таджикистана. Стоит сказать, что спорные моменты там возникают постоянно. Многие кыргызские военные эксперты обратили внимание, что методы ведения этого боя были такие же, как у стран НАТО. Буквально в середине августа Таджикистан и США провели совместные учения. В прошлый раз эскалация конфликта произошла во время проведения саммита ОДКБ.
А если учесть, что организация смогла показать свою эффективность во время январского путча в Казахстане, есть подозрения, что объединение хотят развалить руками самих участников.
Когда две страны, входящие в состав объединения, начинают ссориться между собой и отказываются от помощи, возникает закономерный вопрос – почему? И второй, вдруг за эскалацией конфликта может кто-то стоять?! И этот «кто-то» очень не хочет усиления роли Китая и России в регионе.
Внутренние проблемы, помноженные на внешние
Собственно говоря, некоторые источники утверждают, что конфликт между странами нужен и той, и другой стороне. Естественно, для отвлечения внимания своих граждан от внутренних проблем, коих накопилось немало. Например, в Таджикистане уже долгое время идёт передача власти от отца к сыну. Однако там есть свои внутренние группировки, которые хотели бы поставить своих людей. По некоторым данным, внутриполитическая борьба разразилась между главой ГНКБ РТ Ятимовым и младшим сыном Эмомали Рахмона – Рустамом. Таким образом, возникла ситуация «подковёрных» игр.
К тому же, у приближенных и семьи Рахмона были найдены оффшорные счета на сумму 3,5 миллиарда $. Отметим, что в мире насчитывается всего 70 оффшорных зон, которые принадлежат, в основном, Британии, Люксембургу, США, Швейцарии, Сингапуру. Естественно, что счета можно «заморозить», а для того, чтобы этого не произошло, «Семья» готова выполнять любые условия.
В Кыргызстане тоже не всё спокойно. Политическое поле этой страны в последнее время стало «бурлить». Начиная с раскачки темы изнасилования в Республике, заканчивая арестом Болтурука – главного по Кумтору.
Геополитика, и только!
Если строительство железной дороги состоится, то это в корне поменяет расклад геополитических сил. На смену западным институциям придёт Китай со своими экономическими проектами. Что, кстати, очень невыгодно первым. Поэтому они и будут использовать любую ситуацию, чтобы не дать Китаю закрепиться в регионе, а Москве – подорвать западные позиции.
В пользу этого говорит и тот факт, что сразу после конфликта на границе, кыргызский пул НПО-шников стал «разгонять» русофобию в соцсетях. Так, например, редакция Полит.Ломбард провела исследование, из которого стало ясно, что 58% всех комментариев на тему кыргызско-таджикского конфликта оставлены «грантоедами». А 22% публикаций написаны с фейковых страниц. И сразу же те же НПО стали строить конспирологические версии о том, что это, якобы, Россия столкнула Кыргызстан и Таджикистан для того, чтобы не дать построить Китаю железную дорогу. Однако Москва неоднократно предлагала свою помощь для стабилизации ситуации на кыргызско-таджикской границе, и это известно давно.
Неужто совпадение? Или все же преднамеренная акция для отвлечения внимания?
Кстати, об этом же в своём интервью говорил и кыргызский политолог Марс Сариев. По его словам, задача Запада не только подорвать влияние Китая, но и открыть «второй фронт» против России:
«Задача Запада — дестабилизировать ситуацию в Средней Азии и не только оборвать этот новый «Шелковый путь», но и уронить реноме ШОС, который не может справиться с конфликтами. А заодно развязать «второй фронт» против России. Потому что когда два члена ОДКБ сражаются друг с другом, и организация при этом не может оказать действенной поддержки еще одному своему члену — Армении, то фактически ее роль сводится к нулю. Это все системные и грамотные действия Запада».
После пограничного конфликта президент Кыргызстана Садыр Жапаров с трибуны ООН заявил, что привлечёт к решению этой проблемы ОДКБ, ОБСЕ и ООН.
Что же, может быть после этого шага, одной проблемой во взрывоопасном регионе будет меньше…
Источник информации: StanRadar