В современных условиях кардинально меняющейся системы международных отношений, в рамках которых Запад всячески старается сохранить свою гегемонию, у стран, не приемлющих диктат США и их союзников, практически нет иного выбора, кроме формирования и развития собственных интеграционных объединений. Особую важность подобные тенденции имеют для России и Белоруссии, против которых сегодня развязана настоящая экономическая война, грозящая перерасти в глобальную катастрофу. Именно поэтому в Минске с большой надеждой смотрят на расширение своего участия в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), саммит которой проходил в Самарканде 15-16 сентября.
Необходимо напомнить, что ШОС сложно причислить к какому-либо определенному формату объединений, что связано с истоками организации и изначальными целями ее инициаторов из «шанхайской пятерки» (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан). Первоначальное сотрудничество пяти стран в сфере безопасности со временем расширилось до экономики, инвестиций, энергетики, транспорта и гуманитарного сотрудничества, что привело к появлению в 2001 году ШОС, к которому присоединился еще и Узбекистан. За годы своего существования страны провели множество совместных мероприятий, сделали немало заявлений, однако конкретных шагов, которые бы вывели их на новый уровень интеграции, к сожалению, сделано не было. Здесь по-прежнему отсутствует полноценная зона свободной торговли, не гармонизированы национальные законодательства, нет постоянной внутренней структуры функционирующих организаций, а между странами-членами ШОС все еще сохраняется масса проблем как экономического, так и политического характера.
Несмотря на это, вследствие начавшихся еще несколько лет назад глобальных изменений международной системы отношений, интерес в мире к ШОС начал стремительно расти, превращая организацию в один из центров притяжения для тех стран, которые пытаются выйти из-под влияния Запада. Поэтому неслучайно в 2017 году в организацию вошли Индия и Пакистан, в прошлом году процедуру присоединения начал Иран, а ряд стран получили самые различные статусы: от партнеров по диалогу до наблюдателей. Всего же в том или ином виде с ШОС сотрудничают более двух десятков государств Евразийского континента.
Путь Белоруссии в Шанхайскую организацию сотрудничества начался еще в 2010 году, когда Минск получил статус партнера по диалогу, а с 2015 года – наблюдателя. За прошедшие годы республика неоднократно проявляла серьезную активность в ШОС, внося предложения по обеспечению продовольственной и ядерной безопасности, а также выступая с инициативами по сотрудничеству в области здравоохранения, транспорта, возобновляемых источников энергии, использования в торговле и финансах национальных валют, борьбы с киберугрозами и пр. Республика также принимала участие в различных мероприятиях ШОС, например Женском форуме, форуме СМИ, выездных заседаниях клуба послов и пр. Кроме того, с 2016 года на заседаниях Совета глав государств ШОС регулярно присутствует президент Белоруссии Александр Лукашенко, неизменно вынося на обсуждение свои предложения. Например, на саммите 2019 года он обращал внимание на кризис в сфере глобальной безопасности, в 2021 году предлагал создать альянс стран в области здравоохранения и т. д. И все эти годы Минск настойчиво шел к тому, чтобы повысить свой статус в ШОС до полноправного члена.
В итоге в июле текущего года Белоруссия подготовила и подала заявку, после рассмотрения которой на саммите в Самарканде было принято единогласное решение о начале процедуры вступления республики в организацию. Насколько быстро будет происходить данный процесс, пока сказать сложно. Согласно Положению о приеме новых членов в ШОС от 11 июня 2010 года, заявитель должен присоединиться к действующим международным договорам в ШОС (на сегодня их около 40), а также внести необходимые изменения в национальное законодательство. Индии и Пакистану для этого потребовалось около двух лет. Однако на фоне последних изменений на мировой арене вряд ли процесс присоединения Белоруссии к ШОС будет длительным, так как в этом крайне заинтересованы все стороны и в первую очередь сам Минск.
Интересы Белоруссии в развитии сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества довольно очевидны, и связаны они со сферой как экономики, так и политики, тесно переплетаясь с интересами России. В частности, в Минске рассчитывают, что смогут получить полноформатный доступ к экономическим, финансовым, торговым и логистическим программам организации. Это, как отмечается белорусскими властями, позволит стране активно включиться в совершенствование общего транспортного пространства в зоне ответственности ШОС, что усилит роль страны в мультимодальных перевозках и станет дополнительным стимулом для развития собственной инфраструктуры. Последнее особенно важно с точки зрения участия Белоруссии в китайской инициативе «Новый шелковый путь», где Минск по-прежнему стремится закрепить за собой статус основного транспортного узла в экспорте товаров из КНР в Европу и в обратном направлении.
Кроме того, в связи с острой необходимостью диверсификации своего экспортного потока Белоруссия заинтересована в получении ряда существующих в ШОС экономических преференций. Особенно это актуально звучит в связи с принятыми в Самарканде решениями о подготовке запуска процесса создания совместных экономических и финансовых структур, которые будут способствовать не только торговле, но и привлечению инвестиций. Интересам Белоруссии полностью соответствуют и планы ШОС по развитию внутреннего экономического законодательства, решению вопросов взаиморасчетов, в том числе ухода от доллара и скомпрометировавшей себя платежной системы SWIFT, и многому другому. Минску крайне необходимо получить возможность расширения своего присутствия на рынках стран-участниц организации, так как западное направление для страны, по всей видимости, закрыто надолго. Например, огромное по объемам сельское хозяйство Индии нуждается в удобрениях, производимых в Белоруссии, а Иран может стать одним из важнейших партнеров Минска по преодолению санкций ЕС и США.
Нельзя забывать и о политических интересах Белоруссии. После вступления в ШОС перед Минском откроются дополнительные возможности для расширения сотрудничества в области безопасности и борьбы с преступностью, что в условиях непрекращающихся попыток стран Запада дестабилизировать обстановку в республике позволит белорусским властям получить дополнительную поддержку значительной части мира. Неслучайно слова выступавшего на саммите в Самарканде Си Цзиньпина о необходимости совместными силами противостоять попыткам внешних сил организовать «цветные революции» нашли свое отражение и в речи Александра Лукашенко. В будущем Минск сможет получить от стран ШОС дополнительную помощь по линии антитеррористических структур и в перспективе в военной области. Разумеется, это не означает, что страны Шанхайской организации сотрудничества в случае повторения в РБ ситуации 2020 года будут напрямую вмешиваться в её внутренние дела. Однако их поддержка на международной арене законно избранной власти, которую сегодня представляет А. Лукашенко, будет дополнительным инструментом стабилизации обстановки вокруг страны.
Для Минска также важно, что ШОС может стать не только своеобразными воротами на Восток, но и переговорной площадкой с десятками стран, которая позволит в перспективе повысить международный статус республики на евразийском пространстве. Более того, повышение статуса Белоруссии в организации окажет благоприятное воздействие и на отношения республики с Россией. Для Москвы важно появление в составе постоянных членов организации союзника, на которого можно будет положиться при обсуждении внутриорганизационных вопросов и международной повестки дня. Это означает, что совместная работа Минска и Москвы только расширится, что несомненно укрепит связи между странами.
В целом же интересы Белоруссии в ШОС были объявлены ее президентом в Самарканде. По словам Лукашенко, приоритеты Минска неизменны – «это эффективное сотрудничество с партнерами по укреплению региональной безопасности, интенсивному развитию экономического взаимодействия, углублению гуманитарных связей». Белорусский лидер особо подчеркнул, что сегодня наступает благоприятное время для развития логистических и инфраструктурных проектов, наращивания сотрудничества в промышленной и технологической кооперации, устранения торговых барьеров и пр. Кроме того, в рамках ШОС Лукашенко видит необходимым сближение платежных систем, увеличение доли национальных валют в торговле, создание собственных финансовых механизмов. Он также рассказал, что Белоруссия готова активно подключиться к совместной работе по обеспечению продовольственной безопасности «семьи ШОС».
Не забыл белорусский лидер и о сфере безопасности, подтвердив намерение расширять сотрудничество по вопросам противодействия терроризму, сепаратизму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, организованной преступности и нелегальной миграции, а также поддержал идею создания Универсального центра по угрозам и вызовам безопасности на базе Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. По сути, все это и ряд других предложений, прозвучавших в Самарканде, и является программой действий Белоруссии в ШОС на ближайшую перспективу.
Конечно, Шанхайская организация сотрудничества вряд ли сможет принести Белоруссии огромные прибыли здесь и сейчас. Однако она открывает перед Минском широкие возможности для переориентации внешней политики и торговли с запада на восток. Несмотря на то, что самой организации предстоит сделать еще многое для того, чтобы стать реальным региональным игроком, ее потенциал недооценивать нельзя. И участие Белоруссии в дальнейшем строительстве ШОС в любом случае положительным образом скажется как на экономике, так и международном имидже республики.
Источник: Ритм Евразии